Radioportal.ru: Андрей, каковы, по-вашему, главные вызовы, которое бросает радио в наше время?
Андрей Иванов: Главный вызов тот же, что и у всех, – кризис. И причины те же: простите, заелись. Именно поэтому, по моим наблюдениям, сейчас в регионах обстановка значительно здоровее, чем в центре: там, по выражению самих регионалов, «и до этого жили не слишком богато».
Radioportal.ru: Рынок расширялся, теперь сужается. Существует мнение, что радио уходит в интернет, в аудиоблоги, подкастинги, традиционное эфирное вещание стагнирует.
Андрей Иванов: Слухи о смерти ФМ-радио сильно преувеличены. Его хоронили уже неоднократно, впервые – когда появилось телевидение. И сегодняшняя паника по поводу Интернета и перехода на цифру не кажется мне обоснованной. Во-первых, взглянем в глаза суровым реалиям: за пределами МКАД Интернета нет. Во-вторых, даже если в той же Москве вместо нынешних сорока станций появится еще четыреста, по-настоящему серьезно конкурировать между собой будут по-прежнему не более десяти из них.
Radioportal.ru: А за счет чего живут остальные?
Андрей Иванов: Чаще всего – за счет вложения средств людьми, для которых радио не более чем новая игрушка: для себя, семьи, друзей и их собак. Отсюда все вытекающее: игнорирование элементарных основ организации вещания и программирования эфира, соответствующие «специалисты» в штате, произвол вкусовщины, низкие рейтинги, убытки и перепродажа со словами: «Да разве это бизнес!». То есть налицо подмена причины – следствием. И наоборот. Что, к счастью, не отменяет главного: грамотно сделанная радиостанция может (и должна!) приносить хлеб своим работникам и икру – своему владельцу. Причем для этого совсем не нужно открывать обеих Америк: форматов хватит на всех. Вопрос успешности, на мой взгляд, – исключительно в количестве знаний, умений и навыков. Другими словами – в степени профессионализма.
Radioportal.ru: То есть проще брать известный, готовый формат и делать аналог, ничего не вычисляя, не придумывая нового, не играя против консервативных привычек аудитории?
Андрей Иванов: Можно и так. Можно и по-другому: даже в более чем плотном московском эфире существуют еще ниши для новых форматов. Но если на Западе специально обученные социологи анализируют психотип аудитории с целью предложить ей то, что она хочет, то у нас обычно запуск проектов идет по противоположному принципу: станция привлекает аудиторию, которая потом исследуется, и из этого формируются определенные психотипические характеристики среднего слушателя радиостанции. Лично я ничего страшного в этом не вижу: таковы уж особенности загадочной русской души. Другое дело, что такое положение вещей накладывает дополнительную ответственность на человека, форматирующего станцию, и еще более поднимает требования к его профессионализму.
Radioportal.ru: Оказывает ли влияние формат станции на ее маркетинговую политику?
Андрей Иванов: Вне всякого сомнения. Ведь выбор формата влияет на все рабочие участки радиостанции, как участок вещания (On-Air), так и участок, не связанный непосредственно с вещанием (Off-Air). Другими словами, грамотно выстроенный формат цементирует в единый монолит и музыку, и работу ведущего, и новости, и информационно-развлекательные рубрики и программы, и игры, и акции саморекламы, и имидж станции, и техническое оснащение, и акустическую обработку, и даже (об этом забывают чаще всего) рекламу. Сбыт вещания как товара радиостанции – маркетинговая политика – ни в коем случае не исключение.
Radioportal.ru: В чем, на ваш взгляд, главные трудности форматирования эфира на региональных станциях с собственным программированием?
Андрей Иванов: На большинстве радиостанций, раскинутых по бескрайним просторам бывшего Советского Союза, формат как таковой по-прежнему отсутствует. При часто весьма профессиональном информационном наполнении, при талантливых ведущих и огромном творческом потенциале всего коллектива, в подборе музыки там главенствует принцип отсутствия всяческого принципа: «все для всех / что навеяло диджею». Конечно, главная проблема – это отсутствие квалифицированных специалистов в области программирования эфира. Но существует и еще несколько факторов, не позволяющих говорить об упорядоченном программировании эфира в принципе.
Первый из них – это финансирование. Причем дело вовсе не в том, что денежные массы, вращающиеся в Москве и регионах, несопоставимы. Просто чаще всего хозяева станций мыслят примерно так: «Зачем я буду вкладывать деньги в то, что и так работает?». Вот и вещает станция с программы 5-тилетней давности. А то и с WinAmp’а. Или вовсе с CD. Вот и нет денег на лицензирование музыкальной базы. А тот софт, что взломан местным «умельцем», чаще рушится, чем работает, что делает его не только незаконным, но и, мягко говоря, неудобным. И, как следствие, у владельца возникает «резонный» вопрос: «Зачем, мол, нам все эти высокие технологии и всякие разные программирования? Ставили же раньше диджеи пластинки, как им Бог на душу положит – и все работало. Да еще как! Мы первыми были!!!». И такие ситуации встречаются, к сожалению, на каждом шагу. И, к слову, не только в регионах.
Резюме: оборудование и программное обеспечение необходимо время от времени модернизировать. Чтобы если и не идти в ногу со временем, то, как минимум, не слишком от него отставать. Кроме того, пользуясь случаем, я бы настоятельно рекомендовал лицензировать программное обеспечение. И не только потому, что времена пиратов безвозвратно уходят. Потеря всей музыкальной базы или постоянные сбои эфира, которые будут (будут!) происходить по вине недостаточной квалификации «горе-взломщиков» и «чудо-умельцев», обойдутся, в конечном итоге, намного дороже.
Вторая проблема: кадры. Всем известно, что платят в провинции мало, что лучшие и амбициознейшие уезжают в ту же Москву, но мы сейчас не об этом. Речь о тех, кто остается. Главная проблема (в первую очередь – ведущих): звездность. Это они – лицо радиостанции. Это с ними слушатели общаются в прямом эфире. Это у них просят автографы на улице.
Справиться с таким бременем славы и остаться при этом дисциплинированным работником – очень непросто. А уж если этот человек работает на станции с момента ее основания, да еще состоит в личной дружбе с одним из хозяев, или сам – один из соучредителей (и такое бывает): «Музыкальный редактор? Это кто? Что за консультанты из Москвы? Какой-такой формат? Что еще за новости – работа по плейлисту? А если позвонил Вася и попросил поставить «Металлику», а потом Петя, которому не пьется без любимого «Гоп-стоп» – как я им откажу? Это же наши старейшие слушатели – а кто, как не я, знает вкусы их, любимых? Они ж мои соседи!..»
И невдомек этой «звезде», что двум-пятерым-пятнадцати позвонившим он потрафил – а пять-десять-пятнадцать тысяч слушателей в этот момент переключились на частоту сетевого конкурента.
Третья трудность возникает вместе с желанием угодить всем слушателям одновременно, чего не может быть в принципе, потому что не может быть никогда. В этой погоне за стаей зайцев, в конце концов, не удастся поймать ни одного зверька. Не может в эфире одной и той же станции звучать «Металлика» и «Гоп-Стоп», Алена Апина и Чик Кориа, Децл и Рихтер. Вполне понятно желание охватить возможно больший сегмент аудитории, но, при таком сталкивании абсолютно несовместимых вкусов, результат будет прямо противоположным.
И еще один отрицательный фактор, с которым я, к сожалению, слишком часто сталкиваюсь при работе в регионах: слепая и безосновательная убежденность в неких «особенностях местной аудитории». Так вот: нет таких особенностей, господа! Да, в ваших родных городах вас любят за то, что вы были первыми и, какое-то время, единственными. За то, что вы избавили часть аудитории от необходимости покупать кассеты к автомагнитоле. За то, что вы информируете о местных новостях, устраиваете концерты, продвигаете местные таланты. За то, что весь город знает вас в лицо. В конце концов, просто за то, что вы – свои, местные! Но в любом случае: имея минимальный выбор, потребитель купит тот товар, который качественнее, а не тот, который сделан ближе. При всей любви.
Radioportal.ru: А, может, мы просто живем в «неформатной» стране? У нас собственная гордость - и свои законы радиовещания?
Андрей Иванов: Как и в каждой шутке, в этой тоже есть доля истины. Жизнь не стоит на месте, и практика часто позволяет (а иногда – и заставляет) нарушать написанные кем-то правила. Но для того, чтобы нарушать, необходимо, как минимум, знать. Только обладая определенными знаниями, умениями и навыками, вы сможете понимать, к чему приведет нарушение того или иного правила: послужит ли оно во благо станции или станет началом конца вашего проекта. Кроме того, далеко не всегда целесообразно изобретать велосипед «с нуля». Быстрее, удобнее и практичнее купить уже готовый аппарат, сесть на него и сразу поехать. Но, даже собирая из подручных средств свою, эксклюзивную модель, намного проще это делать, отталкиваясь от уже известных принципов движения велосипеда и зная (хотя бы примерно): как выглядят, из чего изготавливаются и зачем вообще нужны рама, педали, колеса и руль. Сюрреалистический агрегат с двигателем на молоке, двумя перпендикулярными гусеницами и пятью рулевыми веслами далеко не уедет. Он даже с места не тронется. Просто не сможет.
Беседовали Вахтанг Лашаури и Дмитрий Ухлин
Radioportal.ru
P.S. 13 – 15 мая в Москве Андрей Иванов на базе АНО «Корпорация радио» проводит семинар «Музыкальное программирование радиостанций: практические советы»
Справка
Андрей Иванов, консультант по вопросам программирования и продюсирования эфира.
Работает в сфере радиовещания с 1996 года.
1996-1998 гг. - один из создателей первой независимой ялтинской радиостанции "В Ялте Не Спать!" - ведущий эфира, звукорежиссер, копирайтер, программный директор.
2001-2002 гг. - музыкальный редактор радиостанции "Наше Время на Милицейской Волне" (г. Москва) - создание музыкальной базы нового формата "с нуля".
2003-2004г. - музыкальный редактор радиостанции "Мегаполис ФМ" (г. Москва) - создание музыкальной базы нового формата "с нуля".
2005 г. - программный директор радиостанции "Балтика" (г. Санкт-Петербург) - разработка и программирование нового формата. Копирайтер (в соавторстве с А. Кислюком) и продюсер нового оформления эфира.
2006 г. - профессиональная премия Попова в области радиовещания в номинации "Оформление эфира".
2006 г. - программный директор радиостанции "Милицейская Волна" (г. Москва) - существенная корректировка формата. Копирайтер и продюсер нового оформления эфира.
Один из инициаторов и организаторов проведения всероссийской благотворительной акции "Участие". Копирайтер (в соавторстве с А. Кислюком) оформления эфира радиостанции "Русская Волна".
C 2003 г. - консультирует специалистов региональных и московских радиостанций по вопросам построения базы "с нуля", переформатирования, обучения персонала и т.п.
Автор практических курсов "Музыкальное программирование радиостанций" и "Цифровая обработка файлов для радиовещания". В 2006 г. читал первый из них студентам факультета журналистики Московского Государственного Университета.