В рамках общероссийского опроса молодёжи 16-26 лет, проведённого в сентябре 2009 года,
Фонд «Общественное мнение» провёл исследование медиапредпочтений молодых граждан РФ: источники информации, которые выбирает молодёжь и индекс доверия к ним. Выделены наиболее популярные у юных россиян телеканалы и радиостанции.
По данным
ФОМ, примерно 8 из 10 молодых россиян интересующую их информацию черпают из телепрограмм. Прочие медиа заметно уступают телевидению в востребованности у молодёжи. Так на втором месте у юных россиян стоит интернет: его для получения интересующей информации используют 51% опрошенных от 16 до 20 лет, среди 21-23-летнихтаких 43%, и 38% среди 24-26-летних.
Рассказам родственников и знакомых доверяют 30-40% респондентов. Причём чем старше респондент, тем меньше он черпает информацию из подобных источников. Зато газеты и журналы чаще читают пользователи от 20 лет.
Каждый четвёртый молодой человек в возрасте 21-23 лет слушает радио. О том же заявили 22% 24-26-летних, 18% 18-20-летних и всего 14% 16-17 летних респондентов. Черпает информацию из книг в среднем каждый десятый опрошенный, здесь лидируют как раз самые юные респонденты: 11% 16-17-летних против 8% тех, кому исполнилось 18-20 и 24-26 лет.
Рисунок 1. Предпочитаемые источники информации у молодёжи 16-26 лет
На внимание юных граждан РФ к тем или иным источникам информации в значительной степени влияет их место жительства (размер населённого пункта). Так молодые москвичи однозначно выбирают интернет: 91% черпают интересующую их информацию именно из него, тогда как телевидение выбрали всего 62% опрошенных жителей столицы, рассказы родственников, друзей и знакомых – 33%, печатную прессу 17%, радио 11%, а книги – 15% респондентов.
Юные жители других населённых пунктов в большей степени предпочитают телевидение: от 76% у жителей городов с населением от 250 тыс. до миллиона и до 81% тех, кто живёт в городах с населением от 50 тыс. до 250. Интернет здесь выступает вторым источником информации по числу обращений: го выбирают 48% жителей небольших городов и 55% населения мегаполисов в возрасте от 16 до 26 лет. 34-38% черпают информацию из рассказов знакомых, друзей и родственников.
Количество читающих газеты и журналы среди жителей городов численностью от 50 до 250 тыс. практически вдвое превышает показатели столичных жителей: 30% против 17%. Также к ним обращаются за информацией каждый пятый юный житель городов от 250 тыс. до миллиона и примерно четверть живущих в мегаполисах. 19-20% молодёжи за пределами Москвы слушают радио. А вот книги больше других читают москвичи (15%) и жители небольших городов (14%). В мегаполисах и городах с населением от 250 тыс. показатель читающей молодёжи вдвое меньше, чем в Москве и городах численностью от 50 до 250 тысяч жителей.
ДОВЕРИЕ МОЛОДЫХ РОССИЯН К РАЗЛИЧНЫМ ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ
Как выяснилось в ходе исследования медиапредпочтеий россиян в возрасте от 16 до 26 лет, выбор того или иного источника информации далеко не всегда означает доверие к нему юных граждан РФ. Так о своём доверии телевидению высказываются от 40% до 48% опрошенных, причём менее других ему доверяют 20-23-летние, более других - 24-26-летние и 16-17-летние.
Интернету доверяют 16-20% молодых россиян, причём минимально доверие тех, кому исполнилось 24-26 лет, максимально – среди 21-23-летних. Старшая группа опрошенных менее других доверяет рассказам знакомых, друзей и родственников (11%), тогда как самые молодые сообщают о своём доверии им в 18-19% случаев.
Печатной прессе доверяют 2% 16-17 летних и 4% респондентов от 18 до 26 лет. Радио – 1% самых юных, 3% 18-20-летних и 2% опрошенных в возрасте от 21 до 26 лет. Зато 7% 16-17-летних доверяют прочитанному в книгах. Респонденты постарше сообщают о своём доверии книгам в 3-4% случаев.

Рисунок 2. Индекс доверия источникам информации
На основе полученных данных составляется индекс доверия источникам информации – это соотношение числа доверяющих к числу потребляющих конкретный вид информации. При этом чем ближе значение индекс к единице, тем выше доверие к источнику информации.
Как показывает представленный
ФОМ рейтинг, у молодёжи до 26 лет в качестве наиболее авторитетного источника информации оказалось телевидение: у 21-23-летних доверие к нему минимально и составляет 0,51 пункт, у 16-17-летних – максимально (0,59). Индекс доверия интернету - 0,35 (16-17-летние) – 0,46 (21-23-летние). Индекс доверия рассказам знакомых и родственников - 0,34-0,46 (с возрастом снижается), прессы – 0,13 – 0,18 (показатель выше у 18-20-летних), радио – о 0,07 до 0,18 (снова лидируют 18-2-летние). Книгам больше индекс доверия у самых молодых (0,64), тогда как в 18-20 лет он составляет уже 0,38, вырастая до 0,5 к 24-26 годам.
ПОПУЛЯРНЫЕ У МОЛОДЁЖИ ТЕЛЕКАНАЛЫ И РАДИОСТАНЦИИ
По данным опроса
ФОМ, рейтинг популярности телеканалов у молодёжи выглядит следующим образом: лидирует Первый канал (от 58% ответов 16-17-летних до 72% граждан 24-26 лет), вторым стал ТНТ (от 43% до 56% ответов, его выбирает аудитория до 23 лет), третьим – телеканал Россия (39% 16-17-летних, 48% 18-23- летних, 57% респондентов в возрасте от 24 до 26 лет).
Рисунок 3. Популярные у молодёжи телеканалы
СТС выбирают 56% молодёжи до 18 и 41% от 24 лет. Телеканал НТВ, напротив, интересен 24% самых юных и 45% молодёжи постарше. Рен-ТВ больше других ценят граждане 2123 лет (29%), 23-24% старше 18 и младше 26 и всего 17% 16-17-летних. Зато МУЗ-ТВ, MTV и телеканал Спорт чаще других смотрят 16-17 летние и менее других те, кому уже исполнилось 24-26 лет.
Рисунок 4. Популярные у молодёжи радиостанции
Зато в рейтинге популярных у юных россиян радиостанций практически отсутствуют «серьёзные» станции: в списке из 17 наиболее популярных радиостанций нет Эхо Москвы, Маяк оказался на 13 месте с 4% голосов, Радио России – на 16 месте с 3% голосов радиослушателей от 16 до 26 лет.
Лидирует с 29% голосов радиостанция Europa Plus, вторым оказалось Русское радио (20%), третьим – Авторадио (14%). Любопытно наличие в рейтинге радио Ретро FM (8%, 8 место) и Милицейской волны (3%, 15 место).
В целом, следует отметить, что телевидение в качестве источника информации
по-прежнему лидирует у россиян в силу своей распространенности и доступности. Радио доверяют меньше преимущественно потому, что предпочитают слушать «лёгкие», неновостные музыкальные радиостанции, где подача информации минимальна и не настолько полна, как у информационных станций. Интернет как источник информации пока не получил столь широкого распространёния в нашей стране: если в Москве как источник информации его используют свыше 90% молодёжи и порядка 40% ему доверяют, то в небольших городах оба показателя примерно вдвое ниже. Кроме того, чем старше респондент, тем выше его потребность составить собственное мнение о происходящем и тем меньше его интерес к мнению знакомых и родственников, ниже и индекс доверия к нему. Кроме того, опрос
ФОМ подтверждает, что прессу и книги молодые россияне читаю немного, делая ставку на информацию из вещательных медиа.
RUметрика