«В Москве существует множество площадок, где снимают кино. Это «Мосфильм», «РВС» и многие-многие другие. Съёмки не всё время идут, есть возможности передохнуть, есть сотрудники, которые сидят за компьютерами целый день… Мы решили объединить людей, которые заняты на кинопроектах, чтобы у них была «своя» радиостанция, которая не только дарила им хорошую музыку, настроение, а делилась бы с ними какими-то новостями, давала возможность ближе познакомиться с теми актёрами и режиссёрами, с которыми они встречаются на съёмочных площадках», - рассказывает Дмитрий Демченко.
«Радио Кино» позиционирует себя как некоммерческий проект: «Деньги радиостанция не зарабатывает, - уточняет ее главный редактор. - В проект вкладываются совсем небольшие деньги. У нас просто появились друзья-спонсоры, которым нравится наш эфир, которые готовы помогать развитию радиостанции. Совсем безденежный период существования у нас длился в течение года, потом так или иначе – мир не без добрых людей – средства начали поступать, радиостанция смогла выжить…».
А существовать начала станция и вовсе на голом энтузиазме: «Радио Кино» занималась часть сотрудников кинокомпании, часть наших друзей-журналистов, работающих на телевидении, на радио, - они нам помогали с контентом», - замечает главный редактор. Фиксированную заработную плату ежемесячно с самого начала получали технические специалисты, которые следили за эфиром. А все творческие люди, «как это сейчас везде водится, делали проект, то есть записывали серии программ, и получали за них деньги, потом готовили следующую серию и получали деньги», - отмечает Дмитрий Демченко. Сейчас оплата происходит примерно так же. У всей команды, помимо радиостанции, естественно, есть основная работа.
Большую часть сотрудников «Радио Кино», как ни странно, составляют телевизионщики: «Я сам более пятнадцати лет проработал на телевидении, а потом ушёл в кино, - рассказывает главный редактор Интернет-радиостанции. - И все друзья соответственно из сферы кино и телевидения. Наша команда – это люди, которые работают на каких-то федеральных каналах, в известных кинокомпаниях». По словам Дмитрия Демченко, у телевизионщиков таким образом появилась своеобразная отдушина - они смогли делать радиопередачи: «В свободное от работы время они с удовольствием записывались в нашей студии. Телевизионщики начали делать у нас радиопрограммы в свободное от работы время, и это их затянуло. Такой кружок по интересам сформировался, который встал потом на профессиональные рельсы. Кто-то шьёт, кто-то вяжет… - смеётся главный редактор «Радио Кино». - Посидеть и подумать ведь всем полезно, а если что-то родилось любопытное в голове, то почему бы это не выразить в радиопрограмме…».
На Интернет-радиостанции есть постоянный коллектив – люди, которые следят за общей концепцией радиостанции. А есть люди, которые периодически вливаются в команду «Радио Кино». Большое внимание станция уделяет молодым специалистам: «В 2010-м году меня пригласили на международный молодёжный медиафорум «Фокус», который проходит в Южном федеральном округе, - вспоминает Дмитрий Демченко. - Там я познакомился с безумно увлечёнными ребятами, которых собирают со всей страны. Возникла идея дать возможность и площадку этим начинающим дарованиям попробовать себя в эфире. Тогда наша радиостанция стала и стартовой площадкой для молодых журналистов, которые хотят попробовать себя в роли радиоведущих, радиожурналистов. С того времени к нам приходят такие ребята. С нами связываются не только москвичи, мы переписываемся с ребятами из различных уголков России. Очень много из Южного федерального округа – Ростова-на-Дону, Краснодара… Есть ребята из Екатеринбурга... Они предлагают свои идеи. Если мы сходимся с ними в концепции передач, то договариваемся о сотрудничестве. Если это не москвичи, у них должны быть некоторые технические возможности, чтобы записывать голос, а обработать мы можем сами в студии. Москвичи могут записываться у нас. Мы можем похвастаться тем, что взрастили нескольких ведущих, которые сейчас работают на телевидении, которые сейчас работают на эфирных радиостанциях. Они начинали у нас, свои первые передачи они делали на «Радио Кино», а набравшись опыта в ведении эфира, в написании текстов, в построении программ, они двинулись дальше…».
Очень скоро аудитория станции выросла за пределы кинотусовки: «Сначала мы рассчитывали на то, что нашими слушателями будут только киношники. Когда же мызапустили радиостанцию, к нашему большому удивлению, оказалось, что через Интернет нас слушает очень много людей, не имеющих никакого отношения к кино. И самое интересное – нас слушало большое количество людей из-за рубежа. Нам постоянно приходят письма из Германии, Америки, Израиля, нам пишут из Австралии. Я понимаю, что у них некоторая ностальгия по родине, поэтому они и слушают нас. Их устроил наш формат. А вообще мы задумывали радиостанцию для думающих людей, наша аудитория – это рефлексирующие люди примерно от двадцати пяти и старше, люди с высшим образованием».
Несмотря на то, что «Радио Кино» - некоммерческий проект, радиостанция выдавала и выдаёт полноценный ежедневный двадцатичетырёхчасовой эфир, делает как новости, так и собственные передачи. «У нас не просто прямой эфир, когда человек сидит и что-то говорит. Программы заранее и хорошо подготовлены. Живых эфиров не так много. Все программы записываются, к ним люди по-настоящему готовятся, подбирается музыка. Как на «Эхе Москвы», на «Радио России» - выходят хорошо подготовленные программы, видна журналистская работа… На музыкальных радиостанциях преобладает обычное ди-джейство, человек умеет хорошо говорить, у человека хорошо поставлен голос, а всё, что он говорит в эфире, особой роли не играет. Мы же пытаемся перед тем, как что-то сказать в эфире, подумать. Наверное, в этом наше отличие. Может быть, поэтому у нас среди слушателей и нет совсем молодых слушателей», - говорит Дмитрий Демченко.
Час разделён на четыре части, отмечает главный редактор: «Каждые пятнадцать минут мы выдаём какую-то информацию. В начале каждого часа идут новости, причём исключительно новости кино. И можем похвастаться этим, потому что мы делаем семь информационных выпусков в день, которые потом идут с повторами. Это ежедневные полноценные выпуски, они включают в себя репортажи, интервью. Мы охватываем события не только в российском кино или события, происходящие в Москве, стремимся рассказать и о зарубежном кино, о новостях Голливуда. Интервью и репортажи - местные...».
Летом новостные выпуски «Радио Кино» всегда отправляются на каникулы. «Новости – это самая финансово и по ресурсам затратная часть эфира, хотя и самые короткие - примерно пятиминутные выпуски в начале часа, - рассказывает главный редактор станции. - Максимальный хронометраж наших программ – восемь минут, обычно же они длятся пять-семь. Чтобы новостные выпуски были качественными, их нужно готовить, обрабатывать найденный материал, а не просто собрать информацию в Интернете и прочитать в эфире. Необходимо проанализировать, когда и что поставить, кого и на какое мероприятие отправить, чтобы разбавить выпуски репортажами, синхронами, комментариями... Остальные программы продолжают выходить и летом. Второй год мы делаем такую вещь. Летом звучат лучшие программы, которые выходили на радиостанции за последние три года. Слушателям очень понравилось нововведение, они поддержали эту инициативу. Слушатели нам пишут, что они хотят услышать, и мы выполняем их просьбы. Заранее информируем, когда и какая программа будет в эфире. Хотя все наши слушатели и так знают, если они хотят послушать что-то интересное, то это можно найти в начале и в середине часа…».
В середине часа обычно выходят программы «Флешбэк» и «Звёзды зажигают». «Первая передача – это такой взгляд в прошлое. Профессиональные актёры рассказывают истории, которые случались с ними, с их коллегами, с режиссёрами на съёмочных площадках на съёмках каких-то известных, культовых фильмов. Так как эти истории читают актёры, программа приобретает вид минирадиоспектакля, - замечает главный редактор Интернет-станции «Радио Кино». - Её интересно слушать, потому что это не бубнёжка ведущего, а это начитанные хорошо поставленным голосом истории, маленькие киношные анекдоты. Они всегда слушаются на ура. Другая передача, которая также выходит в середине часа, - «Звёзды зажигают». Звёзды кино делятся с нами своими смешными историями, которые с ними когда-либо происходили, вспоминают разнообразные курьёзные случаи...».
Особая гордость станции – программа «Портрет», самая длинная по времени. «Мы приглашаем на эфир кого-то из известных актёров, которые рассказывают нам свои истории. «Портрет» - это радиоочерк, давно забытый, к сожалению, на радио жанр. А на наш взгляд, это очень интересный приём. Программа интересна тем, что она сделана не в форме «вопрос – ответ», приглашённый гость открывается, программа приобретает вид разговора по душам, гость рассказывает какие-то вещи в режиме монолога», - говорит Демченко.
Музыку команда Интернет-радиостанции подбирала для эфира спокойную. Плей-лист составлен таким образом, чтобы он не отвлекал от работы: «В эфире играет преимущественно музыка, когда-либо звучавшая в фильмах. Мы ставим саундтреки из фильмов, причём не обязательно из отечественных, включаем музыку и из европейского кино, и из американского… К нам обращаются молодые исполнители. Но, увы, мы им отказываем. У нас есть только ночная рубрика – неформат, где мы можем поставить какую-нибудь песню не из фильма. Для нас важно, чтобы наполнение эфира было исключительно связано с кино. Мы не позиционируем себя как радиостанция, которая крутит ретромузыку. Но понятно же, что хиты – это не совсем свежие песни, должно какое-то время пройти, чтобы какой-нибудь саундтрек из кинофильма люди полюбили. Играет только качественно отобранная музыка, далеко не всё попадает в наш эфир. Мы противники рэпа, не потому что он нам, например, не нравится, просто он никак не вяжется с форматом нашей радиостанции. Хотя саундтреки с рэпом есть. Музыка должна быть красивой, спокойной и качественной – это критерии попадания музыки к нам в эфир», - рассказывает главный редактор «Радио Кино».
Радиостанция старается всячески поддерживать киношные акции и мероприятия: «Допустим, выпустила кинокомпания «Талант Фильм» сериал «Дежурный ангел», который был в России первым опытом создания мистического сериала, не фантастического, а именно мистики, перенесённой в жизнь. Проводились встречи со зрителями. В них участвовала наша Интернет-радиостанция, - замечает Дмитрий Демченко. - Наши журналисты присутствуют на премьерах фильмов. Иногда мы можем выдать в эфир какое-нибудь интервью с режиссёром. Но надо понимать, что мы находимся в узком формате – в формате кино. Всё, что связано с кино, нас интересует. Всё остальное не входит в наши профессиональные интересы. Люди, которым нравится «Радио Кино», по мышлению, по духу сродни тем, кто делает радиостанцию. Наш эфир – это наше общее пространство, в котором нам комфортно. Переносить это куда-то на улицу или организовывать какие-то мероприятия самим пока не считаю нужным. Когда я давным-давно учился на факультете журналистики, одна преподавательница нам говорила: «Радио – это таинство», радио говорит, но не видно, что там происходит. По телевизору всё видно, всё на ладони, а радио – это тайна. Наверное, тайна должна присутствовать, поэтому мы никаким образом не переносим в реальную жизнь всё, что происходит у нас в эфире…».
Новый сезон для «Радио Кино» начинается в сентябре. К этому времени команда Интернет-станции готовит несколько новых передач: «Обычно запускаем одну-две новые передачи каждый год. В следующем сезоне мы собираемся делать часовую программу, которая будет называться «Клубный рай», - делится планами главный редактор. - Мы встретили очень интересного ди-джея, который находит композиции из фильмов в клубной обработке. Это интересно: известные композиции совершенно по-другому звучат. Программа будет выходить ночью. Мы собираемся развивать ночной эфир, потому что нас довольно много слушают и ночью. У меня нет точного объяснения, почему. Думаю, что ночью нас слушают люди за границей. Мне кажется, что «Клубный рай» будет интересен как молодёжи, так и людям постарше – именно на них мы всё-таки ориентированы. Обработка довольно оригинальная. Музыка, вроде бы, клубная, но очень и очень интересная, даже старые композиции свежо звучат. Все, наверное, слышали, как ди-джеи обрабатывают музыку из известных старых советских фильмов. А у нас будут обработки саундтреков и из отечественных, и из зарубежных фильмов…».
Эфирными новшествами «Радио Кино» не ограничится: «Мы собираемся открыть филиал нашей Интернет-станции в Ростове-на-Дону. Там у нас уже есть свои ведущие. Планируем проводить эфиры из двух городов – из Москвы и из Ростова-на-Дону. Костяк молодёжной части нашей команды находится в Ростове-на-Дону. Там ребята горят творчеством. Они делают для нашего эфира уже сейчас интересные программы. У них имеется громадьё идей, которые они хотят осуществить. Мы предоставим, конечно же, такую возможность», - обещает главный редактор радиостанции.
«Радио Кино» можно послушать далеко не только на его собственном сайте, но и на различных агрегаторах, и даже в FM-диапазоне – эфир станции ретранслируют в нескольких регионах: «К нам обращались радиостанции, у которых есть собственные частоты в разных городах России, - говорит Дмитрий Демченко. - Они предложили ретранслировать наш эфир со своими вставками. Не знаю, по какой причине они к нам обратились. Может быть, у них нет финансовой возможности содержать целый коллектив. Договорённость наша состоит в следующем: мы разрешаем ретранслировать себя, и ни мы им деньги не платим, ни они нам ничего не платят. Сотрудничаем на некоммерческой основе. Одно время мы за этим строго следили, чтобы знать, сколько станций и где нас ретранслируют. Потом поняли, что чем больше – тем лучше. С кем-то сейчас мы поддерживаем отношения. С кем-то никак не общаемся, только знаем, что нас ретранслируют. Без нашего разрешения к себе ставят наш плеер не известные нам сайты и порталы. Есть агрегаторы, о которых я даже не знал, они собирают все Интернет-радиостанции. Туда мы тоже попали. Происходит неконтролируемое расползание по Сети. Мы всегда «за». Если нас становится больше, наверное, это хорошо…»
Елена Дюкова
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru