Рассказ о том, как радио появилось в его жизни, Игорь Александров начал издалека. «Однажды, кажется, это было в начале 2000-х, когда я ещё учился в Волго-Вятской академии государственной службы в Нижнем Новгороде, и мне, как и многим студентам, в свободное время приходилось подрабатывать, мой друг предложил написать несколько юмористических рекламных статей для одного из ликёро-водочных комбинатов города». Замысел и его воплощение оказались настолько удачными, что буквально через пару недель спонсоры проекта предложили Игорю ни много ни мало вести утреннее шоу-розыгрыш на одной из радиостанций города. «До сих пор не пойму, как это произошло, но событие удачно вписалось в мой личный график, потому что сразу из эфирной студии я мчался в академию на занятия, где сокурсники в аудитории уже обсуждали мои свежие эфирные «подвиги». Буквально через неделю мне предложили стать PR-директором этой радиостанции, что означало не только увеличение жалования, но и полное отсутствие свободного времени». Такой резкий и неожиданный вход в радийную жизнь для Игоря оказался непростым, и уже через 2 месяца он покинул радиостанцию, не планируя более возвращаться в эту сферу деятельности.
Однако на этом радиоистория Игоря не окончилась. «Уже через год появилась идея создания собственной радиостанции, – вспоминает Игорь, – принципиально НЕ ТАКОЙ, как все остальные. И в 2004 году мне удалось создать «Сарафанное радио». Название Игорю в шутку предложил его приятель, но оно оказалось на удивление подходящим для сельской местности, где и планировалось запустить вещание новой радиостанции. «Станция работала на оборудовании ОРТПЦ в городе Лукоянове по договору с «Радио Юность» и представляло собой серию часовых врезок в эфир «Юности» на одной частоте, – рассказывает Игорь. – Технически создать такую станцию было достаточно просто, нам было достаточно приобрести компьютеры для вещания, микшерный пульт, пару микрофонов и компрессор. Сложнее было, как казалось, убедить руководство радиостанции «Юность» в том, что такой симбиоз двух брендов на одной частоте не просто возможен, а, скорее, даже необходим». Вопреки опасениям, Игорю легко и в кратчайшие сроки удалось договориться о таком формате вещания с начальством головного офиса «Радио Юность» в Москве – и вот создана первая в Лукоянове радиостанция с мощностью передатчика 4 киловатта и зоной охвата в треть Нижегородской области. Пройдет несколько лет, и сегодня радио «Эталон» слушают около 200 000 человек.
Игорь Александров
А тогда дело стало за командой для новой радиостанции. И здесь тоже проблем, на удивление, не возникло: «Собрать креативную команду оказалось так же просто. Были приглашены все друзья с хорошей дикцией и не страдающие комплексами. О продажах тогда практически не думали и работали на одном энтузиазме. Сами освоили звуковые редакторы и «сшили» одежду эфира. Сейчас, конечно, слушать это без смеха нельзя, но тогда всё делалось с самым серьёзным выражением лица», – вспоминает Игорь.
Закипела работа по созданию собственных уникальных передач, новостных блоков, в которых, кстати сказать, постоянно появлялись сводки о местных слухах: ведь мало придумать название для радио – ему еще и нужно соответствовать: «В вечернем эфире выходила программа «Книга жалоб», где разрешалось жаловаться всем и на всех, что яростно использовали соседи, жалуясь друг на друга, а порой делились обидами на городские власти. Также была программа «Стриптиз», слоганом которой был «Мы раздели, мы и оденем», где каждый желающий мог красиво рассказать, как он или она раздевается непосредственно в прямом эфире, а для экономии времени по условиям программы было разрешено приходить лишь в трёх предметах одежды. Позднее эти программы в том или ином виде появились и на московских радиостанциях, но наши души грело то, что мы всё же сделали это раньше аж на годы!».
Постепенно у радио появилась своя аудитория, и проект начал активно зарабатывать. «Проведя социологический опрос методом анкетирования, мы получили результаты, которые окончательно вскружили всем нам голову, - рассказывает Игорь. - Нас слушали 97% опрошенных жителей юга Нижегородской области. Для записи серии джинглов нам абсолютно бескорыстно помог Сергей Харин, продюсер группы «Балаган Лимитед». И «балагановские» подпевки стали шикарным украшением радиостанции».
И вот наступил момент, когда «Сарафанное радио» выросло из той «одежки», которую могло ему предоставить «Радио Юность», и стало вполне самостоятельным проектом. Времени, которое «Юность» отводило для ротации «Сарафанного радио», стало катастрофически не хватать. К тому же у «Юности» сменились формат и руководство. И Игорь задумался о собственном радио на своей частоте: «Работать далее в таком режиме просто теряло всякий смысл. Стало ясно: пришло время создать новую станцию».
Александров работал практически в одиночку. Название «Эталон» родилось довольно быстро, и исходило оно из цели, которую преследовал основатель радио: создать собственный полноценный и действительно качественный продукт. Появился сайт, на котором можно слушать новое радио. Поиск единомышленников и не требовался: «Уже изначально станция задумывалась без диджеев. Опыт «Сарафанного радио» показал, что идеально можно сделать формат только тогда, когда нет ничего лишнего, в том числе и «самореализующихся» в эфире диджеев. Профессионально, как на московских станциях, наши деревенские люди в прямом эфире говорить не смогут, а значит, все материалы будут готовиться и редактироваться только в записи».
Музыкальный формат выбирался исходя из опыта исследования аудитории, приобретенного на «Сарафанном радио». В результате выбор пал на популярные АС & Hot AC форматы. Основную (надо сказать, непростую) задачу станции Игорь сформулировал так: «Это коммерческая успешность, самодостаточность и получение максимально возможной прибыли в условиях низких продаж на более чем скромных рекламных рынках маленьких городков с населением 9-15 тысяч человек». (Как раз такое население у городка Лукоянова, где и начало свое вещание радио «Эталон»). В итоге после анализа аудитории была определена целевая группа. Вот её описание: «Это женщина в возрасте 25-40 лет, репродуктивная, кредитоспособная, мобильная, возможно, замужем, имеющая 1-2 детей, кредит (или несколько кредитов) в банке, принимающая решение об основных семейных покупках». Согласно словам Игоря, именно такая аудитория у радиостанции «Европа Плюс». Поэтому на волнах радио «Эталон» зазвучало лучшее, по мнению Игоря, из плейлиста «Европы Плюс» с добавлением треков из старых-добрых 90-ых. Также в эфире было увеличено количество отечественной, приятной на слух популярной музыки.
Поскольку из «юной» одежды радио Игоря давно выросло, настало время «сшить» «Эталону» новые наряды – стильные и впору: «Очень важно было сделать хорошую «одежду» эфира. За годы работы «Сарафанного радио» нам удалось обрасти обширными знакомствами со многими продакшн-студиями страны. С отдельными коллегами мы до сих пор работает как по обмену голосами, так и по изготовлению рекламных аудио-роликов и программ. С «одеждой» проблем не возникло. Нашего креатива было достаточно, а остальное, как говорится, было делом техники». Итак, после закупки оборудования, которая шла параллельно с процессом получения частоты и лицензий, 1 сентября 2011 года в Лукоянове зазвучала первая FM-радиостанция: все остальные радио в городе работали на УКВ частотах.
Практически все программы, звучащие в эфире радио «Эталон», закупаются на профессиональных студиях. «Мы тщательно подбираем всё, что должно прозвучать в эфире, помня о том, что мы делаем идеальный фон жизни своих слушателей, и о том, что та самая женщина, о которой мы говорили выше, должна хотеть постоянно жить в этом фоне, этот фон должен ей петь о любви, а не надоедать скучными новостями и биржевыми сводками». Игорь сравнил фон радио с идеальным мужчиной для той самой женщины, которая попадает в целевую аудиторию «Эталон»: «Он должен быть постоянным, надёжным, всегда находиться рядом с ней». А она, в свою очередь, скучает без него и нуждается в нём. «Конечно, этой женщине интересно, о чём там говорят мужчины, и она с удовольствием подслушивает программу «Мужской клуб», – объясняет Игорь наличие мужcких программ на «Эталоне». Мужская аудитория у радио «Эталон» тоже имеется, поэтому чересчур слезливые и инфантильные песни в эфире не звучат. Кроме того, специально для «сильного» пола на радио есть программа «Спортивная страна». При этом женскую аудиторию Игорь потерять не боится: «Дело в том, что круг интересов как мужской, так и женской аудитории в вопросах спорта часто совпадает», – считает он.
Главной «фишкой» нового радио «Эталон» стал юмор, и юмор весьма узкой направленности: «У нас записана большая серия отбивок, которые, возможно, будут понятны только нашим слушателям. Например: «А вам тоже смешно, когда вы видите автомобиль с чёрными занавесочками?». Многие автолюбители Лукоянова, сняв тонировку с боковых стёкол, ставят шторки-занавесочки, и машина становится похожей на фрагмент катафалка, – объясняет Игорь. – Не знаю, возможно, где-то ещё практикуются подобные «украшения»... Или такая отбивка: «Кое-кто проложил в нашем городе очень узкие дороги. Вы тоже хотели бы подарить ему ботинки на два размера меньше?» - и сразу же поясняет: «В городе реально сэкономили на асфальте, и на многих улицах автомобилистам сложно разъехаться друг с другом. Слыша данную отбивку по радио, водители улыбаются. Мы не назвали виновных, но они и без того всем известны».
Есть и особая, «автомобильная» отбивка, которая звучит так: «Вниманию автомобилистов! Чужие в городе!!!», понять которую могут лишь жители небольших городов – таких, как и сам Лукоянов. «Данный мэсседж направляется автоимущим гражданам, когда в городе внезапно появляются представители областного ГИБДД, – говорит Игорь. - А сельским жителям объяснять не нужно, что такие визиты носят, как правило, карательный характер. Услышав в эфире, что «чужие» в городе, многие просто не выезжают из дома или с работы какое-то время, мысленно говоря нам «спасибо!».
Александров рассказал о прямо-таки парадоксальных случаях, когда их слушатели, уезжая работать в огромные мегаполисы, брали с собой записи эфиров любимой радиостанции – «Эталон». А ведь и в Москве, и в Нижнем Новгороде пруд-пруди своих станций. Но поклонники «Эталона» остались преданы своей любимой волне настолько, что, не нуждаясь ни в каких раскрученных радио «большого города», забирали частичку родной радиостанции в дальнюю дорогу. «Вот что у нас под одеждой. И это не просто хорошо подобранная музыка. Не просто хорошо сшитая «одежда» эфира. Это и есть наша душа, которую люди хотят постоянно носить с собой. И нам нет никакой печали, понятен или не понятен кому-то на стороне наш формат. Он сделан по нашим меркам, для наших. И наши его приняли. И наши его любят».
«Наши» поддерживают станцию не только духовно, слушая его повсюду, но и материально, заказывая рекламу своего товара или услуги на радио «Эталон». Однако здесь тоже есть свои нюансы: «Продажи на станциях, подобных нашей, делаются совершенно не так, как в больших городах с численностью населения от 100 000 человек. Эти продажи никогда не были и не будут большими. Здесь всё проще: по знакомству, по-дружески, практически по-братски. Звонит клиент сам и говорит: «Знаешь, а давай, что ли, ролик запустим!? Чувствую – пора! Да и товар завёз вот только-только. Ни у кого ещё такого нет!» И делается ролик, который ставится в эфир, а у клиента потихоньку начинаются продажи – ведь реклама на радио реально работает, и с этим никто не спорит». Однако же, по словам Игоря, основная проблема продаж на таких сельских радио – это неузнаваемость местного, к тому же нового, бренда станции крупными компаниями областного и федерального уровня: «Если, например, предлагать размещение рекламы на радио «Европа Плюс», то клиент с большей вероятностью запустит свой ролик на этой волне, нежели на станции, о которой он только что услышал». Продолжая свою мысль, Александров поделился с «Радиопорталом» дальнейшими планами: «Именно по этой причине в августе 2015 года мы запускаем сетевую станцию в своём городе, чтобы создать искусственную конкуренцию для радио «Эталон», получить дополнительный ресурс для продаж и привлечь недоступную ранее часть рекламодателей». И этой сетевой станцией станет как раз-таки «Европа Плюс», которую Игорь неспроста привел в пример.
«Не все радиостанции должны быть одинаковы, – считает Игорь Александров. - Пусть кто-то делает информационное радио. Это прекрасно. У кого-то замечательно получается создавать музыкально-развлекательное радио с ток-шоу, утренними шоу, хит-парадами и прочим контентом. Мы же делаем несколько иное радио, которое является просто хорошим, добрым и полезным фоном. Радио без лишних слов. Радио, которое всегда рядом…».
Евгения Гарбар
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru