На рынке появился «Первый Интернет Канал», который, конечно, далеко не первый. Среди акционеров проекта – представители интернет-провайдера GlobalNet. Эксперты рынка пока не видят внятных средств монетизации подобных проектов, однако сулят им большое будущее.
Недавно на петербургском рынке появился новый ТВ-канал, осуществляющий вещание в Интернете, - «Первый Интернет Канал». По информации IP-News, одним из акционеров компании являются представители GlobaNet, сеть которого телеканал использует для передачи видео в Интернет. Контент проекта также транслируется в кабельных сетях «ЛенСпецСМУ» («ЭлектронТелеком»). Кроме этого, одним из ключевых партнеров проекта выступает Yota, мероприятия которой можно просматривать на Pik-TV в режиме онлайн.
Как рассказал генеральный директор проекта Михаил Шурыгин, команда «Первого Интернет Канала» состоит из 20 человек, работавших до этого на телевидении. Основной идеей было сделать интерактивное интернет-телевидение, отличающееся от того, что транслируется по телевизору. Каждый пользователь Интернета может принять активное участие в передаче, просто присутствуя перед экраном своего монитора. Гости, которые приглашаются в студию, не проходят подготовку, все происходит вживую, они отвечают на любые вопросы, которые задает ведущий или зрители (пользователи).
Более того, как рассказали в компании, для осуществления обратной связи «Первый Интернет Канал» создал свою социальную сеть napike.com, где осуществляется общение, в том числе, посредством видео (видео-сообщения, конференции, комментарии и даже видео-аватарки). На базе социальной сети запущено интернет-радио.
Игроки рынка связи подчеркивают, что это далеко не первый телевизионный канал в Интернете.
«Странно, что проект позиционирует себя как «Первый Интернет Канал». Я видел российские ТВ-каналы со средством доставки через Интернет еще 2 года назад. Более того, наши клиенты «заворачивали» такие каналы к себе в сети и они пользовались популярностью», - прокомментировал Анатолий Осолодкин, генеральный директор OFT-Media.
«Среди подобных проектов могу назвать «Питерский меридиан» («ПитерТВ»), который, кстати, был запущен тоже интернет-провайдером, «Комсет», и продюсерским центром «Медиа-Стелс», - напоминает Сергей Келер, руководитель департамента ИТ компании Imaqliq.
Кроме того, основные телеканалы также осуществляют интернет-трансляции, которые можно найти на их официальных сайтах. «Вопрос лишь в том, что не всем удобно смотреть телевидение на экране компьютера или ноутбука вследствие малого размера диагонали», - подчеркивает Дмитрий Яременко, аналитик AC&M Consulting.
«За последние год-полтора очень многие неэфирные каналы задумались о расширении зоны охвата. В связи с объективными факторами спутниковая ретрансляция оказывается очень дорогой, распространение через кабельные сети требует инвестиций в так называемое «подключение к кабельной сети». Автоматически появилась идея передачи оцифрованного канала через Интернет. И действительно, трафик стоит очень умеренных денег, география охвата - весь мир», - объясняет тенденцию Анатолий Осолодкин.
В целом, говоря о подобных проектах, можно выделить ряд преимуществ, которым и они обладают. «В отличие от эфирных каналов, интернетный не является СМИ, не регулируется государством, не требует высочайшего качества производства и потому достаточно дешевый во владении», - говорит г-н Келер. При этом, по словам Дмитрия Яременко, ничего не помешает при заключении соответствующего договора с кабельными операторами транслировать такие каналы в КТВ.
С этой точки зрения Сергей Келер объясняет мотивы акционеров в организации такого проекта: «Возможно, Pik-TV послужит средством привлечения подписчиков в кабельную сеть «ЛенСупецСМУ».
Однако, «где здесь деньги самого телевизионного интернет-канала, не совсем понятно», считает генеральный директор «Рустелекома» Юрий Брюквин. «У нас был проект по оценке потенциала игрового видеопортала (это наиболее востребованные сервисы на сегодняшний день). Так там хитовые ролики, снятые популярными геймерами, собирают 700 тыс.- 1 млн просмотров, и даже при таких условиях их монетизация достаточно сложная. Единственный вменяемый способ получения доходов для таких проектов - это рекламная модель плюс вспомогательные сервисы», - уверен г-н Брюквин.
Как утверждает Михаил Шурыгин, монетизация происходит за счет рекламы и спонсорских пакетов.
Невзирая на размытые способы получения доходов от подобных проектов, тенденция все же вырисовывается абсолютно четкая - телевидение, даже эфирное, постепенно переходит в Интернет. Эфирное вещание становится цифровым. А Интернет является лишь средой передачи данных, такой же, как эфир или кабельные сети, принципиально ничем не отличаясь. По мнению экспертов рынка, по мере развития Интернета и увеличения скоростей доступа все большее количество каналов будет осуществлять вещание через Интернет.
Дарья Тренина