Радио не часто становится основой для хорошего кино, но в восьми фильмах, упомянутых ниже, вы найдете несколько радиоведущих, которых захотели бы услышать в эфире…
Режиссерский дебют Клинта Иствуда. Его герой работает диджеем в ночной программе и раз или два кратко пересекается с Эвелин, героиней Джессики Уолтерс, которая звонит на радио и просит его: «Сыграй мне туманно».
Вы и ахнуть не успеете, как она обернется сталкером из преисподней. А изолированный в радиостудии персонаж Иствуда неожиданно выглядит очень и очень уязвимым.
Это в высшей степени уверенный режиссерский дебют, обернувшийся великолепным триллером. Уолтерс тоже великолепна.
И по сей день, если какой-нибудь диджей получает заказ на песню Misty (Туманно), то это надо рассматривать как: не пора ли подумать о безопасности…
Робин Уильямс уже возглавлял радиостанцию, играя в скромном и недооцененном фильме «Ночной слушатель». Однако известным его имя сделала выдающаяся роль Адриана Кронауэра в ленте Барри Левинсона «Доброе утро, Вьетнам!».
Сам фильм тоже достаточно сильный, хотя и вялый, и Робин Уильямс играет здесь без слащавой сентиментальности, постоянно проявляющейся в последующих фильмах с его участием. У него столько убийственных фраз в этом кино – о диджее, отправленном в тур во Вьетнам поднимать дух американских солдат во время войны, - что просто невозможно их все перечислить («Сейчас 0-600 часов. Зачем здесь стоит 0? О мой Бог, это же рано!»).
Бросая вызов условностям, исполняя эту роль, актер на редкость великолепен, он идет на разрыв, зажигая фильм даже в самых замедленных фрагментах.
Мы не можем упоминать «Доброе утро, Вьетнам!» также без того, чтобы снять шляпу и перед потрясающим Бруно Кирби («Ты гораздо больше нуждаешься в реактивном самолете, нежели любой белый человек в истории человечества», - «выстреливает» в него Уильямс). Когда Кирби выходит в эфир в программе Кронауэра, то просто начинается фестиваль юмора, от которого все хватаются за животы.
Джанин Гарофало исполняет роль радиоведущей телефонного ток-шоу о ветеринарах. Она великолепна в те моменты, когда показана ее работа в студии. Хотя на самом деле фильм представляет собой сказочную и действительно очень хорошую романтическую комедию, в которой героиня уговаривает Уму Турман притвориться ею, когда один из звонивших на ток-шоу мужчин просит назначить ему реальное свидание.
Если вы хотите прекратить при помощи радио муки тети, будет неплохо позвонить Долли Партон. Она вряд ли похожа на Джереми Кайла или Джерри Спрингера, но как провинциалка в большом городе она изобрела свой собственный стиль давать советы в ток-шоу, посвященном проблемам слушателей. Вскоре она стала настоящей сенсацией.
Следуя перипетиям сюжета, чикагская радиостанция, на которой происходит действие, обязала Долли называть себя Доктор, что придает фильму некоторую повествовательную неуклюжесть. Но когда в радиоэфир врывается Партон, фильм становится понятным.
Этот фильм нас слегка дурачит, так как это кинобиография американского шок-джока Говарда Стерна, даже с самим Стерном в нем. Фильм поразительно смешной, временами возмутительно противный, и Стерн действительно проживает здесь часть своей жизни.
Присмотритесь и к появлению в фильме Пола Джиаматти, который играет персонажа с восхитительным прозвищем Pig Vomit (Свинья Блевотина).
А сцена, где Стерн склоняет молодую женщину к, э-э, «счастью», прекрасно характеризует женитьбу шок-джока и посмеивается над предложением руки и сердца.
Фильмы о шок-джоках выходят не так часто, а в фильмографии Оливера Стоуна его фильм «Разговорное радио» тоже не часто упоминается.
А ведь это необходимо. Имея в главной роли Эрика Богосяна (он эксцентрично играет злодея в фильме «Захват 2») и опираясь на его игру, «Разговорное радио» становится историей ядовитого на язык ведущего ток-шоу Барри Чамплейна, который представляет дискуссионную ночную программу в Далласе.
В связи с тем, что его шоу готовится выйти в национальный эфир, возникает целый ряд проблем - не считая претензий людей, которые были оскорблены тем, что Богосян произнес в эфире («Как вы набираете телефонный номер в смирительной рубашке?» - уничтожает он одного из позвонивших).
Это потрясающая и очень сложная для понимания работа Богосяна, и на протяжении фильма вы, вероятно, подумаете, что лишь несколько диджеев, действительно работающих на радио, смогут достичь его уровня.
Если вы хотите посмотреть фильм о пиратском радио, то будет мудро с вашей стороны избежать последней работы Ричарда Кертиса «Рок-волна».
Но, конечно, нельзя пропустить блестящий флик Аллана Мойла начала 90-х «Врубай на полную катушку». Главную роль играет Кристиан Слейтер, днем это тихий, застенчивый студент, который по ночам превращается в диджея на пиратском радио по имени Безбашенный Счастливчик Гарри.
Круша авторитеты, включая родителей, которые находятся в блаженном неведении о том, чем он занимается, Гарри проигрывает в эфире убийственный набор популярных мелодий и подстрекает к бунту своих приятелей-студентов. «Говорить трудно», - произносит герой. Но он это делает…
На этот раз Робин Уильямс не играет человека у микрофона, эту честь он оставляет Джеффу Бриджесу. Последний исполняет роль радиоведущего по имени Джек Лукас.
Жизнь наносит Лукасу удар, когда один из его выходов в эфир провоцирует человека на убийство многих людей в клубе, оставляя Лукаса на грани самоубийства. Это тот эпизод, когда появляется Уильямс.
Лукас решает, что он должен помочь герою Уильямса, бездомному экс-профессору, выследить и найти Святой Грааль. И - вместе с ужасающей сценой в центре нью-йоркской Union Station – конечный результат являет собой нечто весьма специфическое.
Доброе утро, Вьетнам!
Части тела
Врубай на полную катушку
Король-рыбак