В Международный день солидарности журналистов, который был учрежден в память о Юлиусе Фучике, казненном гитлеровцами 8 сентября 1943 года, мы вспоминаем автора «Репортажа с петлей на шее».
Если спросить простого чеха, кто, по его мнению, самый известный в мире чешский писатель, большинство людей, вероятно, назовет Ярослава Гашека и его книгу «Бравый солдат Швейк». Некоторые могут вспомнить о Богумиле Грабале или проживающего во Франции чешского писателя Милана Кундеру. Но, наверное, очень мало будет тех, кто угадают, что до сих пор самым переводимым и таким образом самым известным в мире чешским писателем является коммунистический журналист и национальный герой Юлиус Фучик. Прежде всего, благодаря своей книге «Репортаж с петлей на шее», которая была переведена на большинство языков мира, и ее чешские издания почти невозможно подсчитать.
Но необходимо учитывать, что в большинстве случаев очередные издания и переводы осуществлялись не под давлением спроса публики, а под давлением правящей коммунистической партии. Не раз приходилось часть тиража после напечатания сразу сдавать в макулатуру, так как не было ни малейшей надежды продать все книги. Но план обязательно надо было выполнять.
Главной задачей историка является, прежде всего, найти историческую правду, определить, как все произошло на самом деле. Какой человек был Фучик на самом деле? Убежденный коммунист – большевик, который одновременно почитал писателей, которых коммунистический режим лишь несколько лет спустя запрещал и казнил? Журналист, который после нескольких лет, проведенных в Советском Союзе, неправдиво и угодливо воспел сталинизм? Опытный подпольный работник, который в решающий момент растерялся и не воспользовался оружием? Национальный герой, который, в конце концов, все же заговорил? Писатель, лучшие произведение которого издавалось полвека в искаженном виде, и впервые было полностью опубликовано в 1995-м году?
Слишком много противоречивых свидетельств об одном человеке. С политической точки зрения вызвал самую резкую критику демократически настроенных людей тот факт, что Фучик, побывав несколько лет в Советском Союзе, воспел в своих репортажах сталинское правление.
Мы спросили одного из редакторов первого полного издания «Репортажа с петлей на шее», литературоведа и знатока творчества Юлиуса Фучика, госпожу Ярославу Яначкову, какую оценку можно дать его репортажам в наши дни:
- Необходимо знать, что он был в Советском Союзе в качестве коммунистического журналиста. В детстве и юности он пережил Первую мировую войну, потом большой экономический кризис, который касался как Чехословакии, так и всего мира. Его потрясающий опыт в мире свободного рынка и предпринимательства, вероятно, является причиной того, что он воспринимал Советский Союз идеализированно, и что он о нем писал то, что людям в Чехословакии казалось привлекательным. Честно говоря, мы пока о его пребывании в Советском Союзе знаем еще мало, но я убеждена, что со временем найдутся историки и литературные историки, которые пойдут по его следам в России и откроют еще много нового в связи с этим.
Сразу после Второй мировой войны коммунисты распознали в Фучике идеальную личность для создания культа. Он был коммунистом, даже убежденным большевиком, написал с литературной точки зрения неплохую книгу, и, прежде всего, погиб мученической смертью. Все это стало поводом к тому, чтобы в короткий срок был создан чудовищный миф, который уже ни в чем не напоминал действительность.
О Фучике писали как о символе молодости, несмотря на то, что он погиб в сорокалетнем возрасте. Коммунистическая писательница Мария Пуйманова воспевает его физическую красоту. Появлялись даже, правда, редко, даже библейские сравнения.
Что о нем исторически известно? Фучик стал активно интересоваться политикой уже в молодости. В 1921-м году он стал одним из основоположников Коммунистической партии Чехословакии и в 1929-м году он высказался за большевизацию партии тем, что поддержал новое сталинистическое правление Клемента Готвальда. В 1941-м году Фучик стал членом второго центрального подпольного правления Коммунистической партии. 24-го апреля 1942-го года он был вместе с шестью другими членами освободительного движения арестован гестапо.
Уже тот факт, что столько человек встретилось в закрытом помещении, свидетельствует о том, что они не достаточно соблюдали правила конспирации. У Фучика были два заряженных револьвера, но, несмотря на это, он ими в течении ареста не воспользовался, и все шесть человек попало в руки гестапо. До конца войны дожила лишь одна из них, Рива Фридова - Кригелова. Но необходимо учитывать, что Фучик был лишь журналист без военной подготовки.
Более года провел потом Фучик в пражской тюрьме на Панкраци. То, что ему там удалось написать и прежде всего передать на волю его самое известное произведение - "Репортаж с петлей на шее" - считают многие настоящим чудом. Известный чешский литературовед и философ Вацлав Черны, который тоже приобрел свой опыт с гестапо, подтверждает, что такой случай был уникален.
Появилось даже много сомнений в достоверности тайных записок Фучика, но научное исследование Криминалистического института Министерства внутренних дел подлинность рукописи подтвердило. Однако до самого 1995-го года во всех изданиях "Репортажа с петлей на шее" вымарывали последнюю главу, в которой Фучик признается, что под конец он заговорил. Однако одновременно он убеждает, что он никого не предал. Он пишет, что нашел возможность борьбы со своими тюремщиками, и что молчание бы его этой возможности лишило. Он решил "играть с гестапо высокую игру".
Мы попросили госпожу Ярославу Яначкову сказать несколько слов о полном издании «Репортажа с петлей на шее»:
- Мы настолько старались, чтобы все было объективно, что при данных обстоятельствах уже не было возможно сделать больше. Мы даже старались определить в тексте границы отдельных тайных записок и исследовали, каким способом они были написаны. Я слышала, что готовится издание всех тайных записок Фучика. Если оно осуществится, все опять станет более понятным. Все споры, которые у нас в настоящее время ведутся вокруг личности Фучика, имеют идейно-политические содержание. Всем известно, что борьба идет против социализма, и против всего, что было с социализмом связано. Все герои, которые принадлежали к социализму, теперь поставлены под сомнение, и это касается также Фучика. Даже если признать, что обвинения, касающиеся его репортажей из Советского Союза, являются правдивыми, необходимо учитывать, что европейская культура такие и подобные идеализации поддерживала. Это касается не только Чехословакии. Советский Союз посетили в те времена великие писатели и поэты, которые написали потом свидетельства в том же духе. Люди всегда ищут надежду.
Ни в коем случае нельзя забывать, что пытку гестапо не выдержал никто из арестованных этой группы, и что было не в силах человека ее выдержать. Факт, что и Фучик не выдержал, трудно считать провинностью. Также нельзя забывать, что в итоге ему эта "высокая игра" не помогла, и Фучик был в сентябре 1943-го года в Берлине казнен. Но на будущем герое ни в коем случае не смело остаться ни капли подозрения. А Фучик был для роли героя предназначен.
Михал Лаштовичка
Радио Прага", 14-05-2001
8 сентября 65 лет назад в берлинской тюрьме Плетцензее был казнен нацистами Юлиус Фучик, известный чешский журналист и патриот, чье имя во время существования советского блока превратилось в идеологический символ коммунизма. Многим знакома его крылатая фраза: «Люди, я любил вас. Будьте бдительны!». Герою, чье имя после «бархатной» революции оказалось втоптанным в грязь, посвящена сегодняшняя рубрика «Исторические прогулки».
Свою самую известную книгу «Репортаж с петлей на шее» (в русском переводе книга вышла под названием «Слово перед казнью») Фучик написал за несколько месяцев до смерти во время пребывания в пражской тюрьме Панкрац. Эта тюрьма, кстати, до сих пор живет и здравствует, выполняя свое основное предназначение. Пару лет назад мне довелось побывать в ее музейной части – той, которую использовали гестаповцы для пыток и казней. Смотритель музея Алеш Кир провел меня по комнатам, в которых должен был бывать и Фучик. Чтобы представить, каким было место, где работал над своим предсмертным «репортажем» чешский журналист, послушайте следующий отрывок.
«Сейчас мы находимся в том месте, где в Панкраце проводились казни. Вы видите гильотину - орудие, которым с 5 апреля 1943 года по 26 апреля 1945 года было умервщлено 1075 человек, из них 155 женщин. На этом стальном столбе тоже казнили - через повешение, вы видите эти веревки».
Панкрацких веровок Юлиус Фучик избежал. Высший судья дал ему время исполнить его писательский долг. Волей случая Фучику удалось то, что не удалось никому – написать книгу прямо в нацистских застенках и передать ее на волю в целости и сохранности. Случай явился к журналисту в подобии… надсмотрщика СС Адольфа Колинского, который при ближайшем рассмотрении оказался борцом антифашистского сопротивления. Каждый день «липовый» надсмотрщик приносил Фучику чистую бумагу и карандаш, а вечером забирал готовый текст и выносил его за пределы тюрьмы. Последняя страница была дописана заключенным 9 июня 1943 года, за день до отправки его в Берлин.
Позднее, после «бархатной» революции, когда чехи в упоении избавлялись от коммунистических идолов, был пущен слух о сотрудничестве бывшего национального героя с гестапо. Засомневались и в достоверности тайных записок из Панкрацкой тюрьмы. Остатки доброго имени Фучика спасла группа независимых историков во главе с Франтишеком Яначеком, которая отмела все спекуляции о предательстве Фучика. Рассказывает журналист Ян Йелинек, основавший в Праге в 1991 году Общество памяти Юлиуса Фучика.
«Его невиновность доказана уже давно. В 1994 году группа историков, настоящих профессионалов, под началом доцента Франтишека Яначека, исследовала все документы и протоколы из гестапо. И ни в одном из этих протоколов нет ничего, что бы свидетельствовало о том, что Фучик предал кого-то из антифашистов. Наоборот, Фучик вел опасную игру с гестапо, он прикрывал многих людей, например, Яна Шверму, который был передовым представителем компартии Чехословакии. Слух о том, что не Фучик был настоящим автором «Репортажа с петлей на шее», тоже уже давно опровергнут. Авторство Фучика подтвердила экспертиза рукописи в криминалистическом институте. Еще один слух – о том, что Фучика не казнили, что он, на самом деле, живет в Боливии, тоже не оправдался, к сожалению. Есть документы, которые подтверждают, что жизнь Фучика оборвалась в берлинской тюрьме 8 сентября 1943 года».
Обвинения в сотрудничестве с нацистами с имени Юлиуса Фучика удалось смыть. Но его политические убеждения, которые во времена социализма превратили его в героя, после изменения политического курса в Чехии сослужили ему плохую службу. Убежденный большевик, Фучик в тридцатых годах прошлого века несколько лет провел в Советской России и в своих книгах и газетных статьях превозносил до небес мудрую политику Сталина. Голод, коллективизацию и репрессии собкор газеты «Красное право» в России не заметил. Неудивительно, что сразу после «бархатной» революции имя Фучика смешали с грязью. Даже станцию метро, названную его именем, поспешили переименовать. И до сих пор чехи относятся к Фучику очень прохладно. В отличие, например, от немцев.
«Я был удивлен, что в Германии, в отличие от Чехии, Фучика воспринимают как героя, как великого человека, хорошего журналиста и писателя. Немцы лучше относятся к Фучику. Это жестокая правда для нас, чехов», - говорит Ян Йелинек.
- Почему вы решили создать Общество памяти Юлиуса Фучика?
«Мы чувствовали потребность встать на защиту исторической правды. Потому что после «бархатной» революции все, что было связано с коммунизмом, начало восприниматься в штыки, а все рожденное в капиталистическую эпоху приветствовалось. На Юлиуса Фучика пришелся первый удар. Мы встали на защиту исторической правды, не только Фучика, но и других чешских патриотов, которые боролись за построение социалистического общества».
8 сентября этого года у дома номер 20 на улице Душковой, что в пражском районе Смихов, можно было наблюдать трогательную картину. Несколько пожилых людей, вооружившись стремянкой, возлагали букет искусственных цветов к памятной доске с именем Юлиуса Фучика. Среди них был и мой собеседник Ян Йелинек, который уверен, что личность такого масштаба, как Юлиус Фучик, нельзя оценивать только за его политические убеждения.
«Фучик имел талант большого писателя, он владел искусством слова. В нем соединилось все – политик, писатель, журналист и хороший человек».
Ася Чеканова