«История возникновения «Пассажа», как и «Русских песен», похожа на сотни других. Я сам уже 8 лет на радио (Александр – сотрудник филиала ВКПМ в Екатеринбурге – прим.автора), и мысли о создании собственной станции меня посещали регулярно. В 2011 я узнал, что мой знакомый (тоже работник радио) создал свою станцию в Cети, причем на действительно хорошем уровне. Оказывается, это более чем реально! Тогда стало понятно, что можно арендовать серверы, самим настроить их, запустить поток. Так и появился «Пассаж». Сразу же взяли курс на качество вещания и звука. Это был один из приоритетов, который сохраняется до сих пор...».
Название проекта - «Пассаж», по словам Будкина, не несет никакой смысловой нагрузки. В Казани, где проживал Александр, когда-то существовала местная станция подобного музыкального формата с таким именем: «Захотелось восстановить станцию с этим названием и сохранить некий шарм поп-музыки 90-х. Сейчас «Пассажа» в Казани уже давно нет, его заменили станцией из Москвы, зато в Cети есть мы...».
Теперь Александр проживает в Екатеринбурге, а его единомышленник и «технический гений» «Пассажа» Артем Митлошук – в Кирове. Однако во всех каталогах станция обозначена как московская: «Город Москва везде указан для более эффективного продвижения станции, на некоторых сайтах это имеет значение, ведь именно в столице сосредоточено основное радиовещание страны. Поначалу указывали Екатеринбург, стремясь показать, что профессионально сделанные станции могут работать не только в Москве. Например, всячески подчеркивали это в оформлении эфира («Сделано в Екатеринбурге – слушает вся Россия!»). Потом всё же стали писать, что «Пассаж» вещает из Москвы...».
Такой приём в какой-то степени помог станции в продвижении. Однако, по мнению Будкина, рынок Интернет-вещания находится в зачаточном состоянии и рекламодателям почти не интересен. Каждая станция ищет свой выход из финансовых затруднений: «Выживают кто как может: например, за счет оказания дополнительных услуг (как «Русский хит» и «Мега Радио»), попутного или материнского бизнеса (как, например, «Связной», «Зайцев FM», «Хорошее FM» или «Радио Премиум». На данный момент я не знаю ни одной крупной российской Интернет-станции, которая не только окупается, но и приносит прибыль без инвестиций со стороны, что очень печально...».
Александр Будкин
Александр считает, что Интернет-станции напрасно кичатся тем, что они «некоммерческие» и под словом «коммерческий» подразумевает просто «хорошо сделанный»: «В первую очередь, коммерциализация подразумевает работу в рамках рынка, инвестиции в проект (в том числе, и личные), команду профессионалов, хорошие техническую и программную базы. Коммерческий проект изначально делается качественно, профессионально, он достоин не только существования в сети, но и конкуренции с федеральными эфирными радиостанциями...».
В эфире самого «Пассажа» рекламы практически нет, лишь изредка звучат пробные размещения рекламодателей, на которых Александр вышел самостоятельно. Была у «Пассажа» и попытка сбора денежных средств от слушателей, но она провалилась – полученная сумма была менее 1000 рублей: «Мы очень благодарны всем нашим слушателям за такую поддержку не на словах, а на деле, но сделали вывод: это путь в никуда, на это работать у нас невозможно...».
Однако скромные источники доходов у «Пассажа» всё же существуют: «Мы получаем какую-то копеечку от Google, его рекламы на сайтах, сотрудничаем с компанией «Unisound», стремящейся стать единым селлером на рынке цифрового аудио. Но там реклама размещается в виде прероллов (аудиоролики перед воспроизведением потока) и далеко не на всех площадках. Так что объём доходов от «Unisound» совсем небольшой...».
Александр высказал свое мнение, почему дела с рекламным рынком на Интернет-станциях обстоят не так благополучно, как хотелось бы: «Совокупная аудитория Интернет-станций ничтожна по сравнению с аудиторией FM-диапазона по всей стране. Для сравнения: в Москве ежедневно «Авторадио» слушают более 1 миллиона человек (данные TNS), а по России в день – почти 10 миллионов. У нас же аудитория в 100 раз меньше (если брать суммарно «Пассаж» и «Русские песни»)...».
Ежедневное количество подключений к «Пассажу» составляет около 30-40 тысяч, из них Reach Daily – примерно 15 тысяч уникальных слушателей. Одновременно в прайм-тайм станцию слушают около 4 тысяч человек.
Для увеличения аудитории в 2013 году Александр как раз и создал вторую Интернет-станцию под названием «Русские песни». По его словам, цель оказалась достигнута, и здесь аудитория действительно значительно больше, чем у «Пассажа»: «У станции порядка 70-80 тысяч подключений в будние дни, Cum. Reach тут порядка 40 тысяч ежедневно. А в прайм-тайм количество прослушиваний достигает примерно 11 тысяч человек, и по этому показателю мы вторые в Рунете после одной известной русскоязычной станции...».
«Русские песни» задумывались как отдельный проект со своими целями и амбициями: «Хотелось охватить ту многочисленную аудиторию, которая не слушает «Пассаж». У станции совершенно другое оформление, форматирование, другая музыкальная база, другие настройки по программированию эфира. Мы старались сделать эти две станции максимально независимыми друг от друга. И если «Пассаж» начинался как любимое детище, то «Русские песни» уже запускались с точным расчетом на массовую аудиторию с большим потенциалом. В сумме два радио дают нам очень большую аудиторию по меркам Интернет-станций, и количество слушателей продолжает расти. Нас часто сравнивают с «Русским хитом», но при внешней похожести внутри мы очень разные – как по музыкальной базе, так и по отношению к программированию этой базы, по подаче, по настроению, по стилю. Я считаю, что это неплохо, дает выбор слушателям…».
Обе станции не стоят на месте и стараются развиваться технически: само собой, что на две станции приходится и несколько серверов, к которым подключается аудитория. Создатели станций пристально следят за ситуацией в радиосреде: «Мы постоянно мониторим происходящее на рынке, подстраиваемся. Например, если видим, что где-то можно сэкономить на аренде серверных мощностей – переезжаем туда. Но делать это нужно так, чтобы по возможности ни один из наших слушателей этого не заметил. Это, конечно, накладно, так как приходится поддерживать одновременно и старую инфраструктуру, и новую на время переездов, но в дальнейшем помогает экономить...».
Артем Митлошук
Техническим обеспечением станций занимается Артем Митлошук, с которым Александр познакомился на одном из профессиональных форумов: «Артем просто горел идеей вещания в сети. На станциях он отвечает за работу сайтов, плееров, прикладного вещательного ПО, отлично разбирается в серверах, может самостоятельно написать программу. В общем, на все руки мастер, – рассказывает Александр о коллеге. – Мы предлагаем всем вещателям продвинутую статистику по их потокам, у нас работает и сайт, на котором можно считать слушателей в реальном времени. Это разработка полностью принадлежит Артему. Мы предоставляем возможность вещать через нашу профессиональную платформу. Здесь мы уже «набили руку», да и мощности у нас с большим запасом простаивают. Нашим клиентам так намного удобнее, чем поддерживать вещание самостоятельно. Кстати, уже есть и первые заказчики…».
В связи со скромными доходами станций Митлошук пока трудится безвозмездно, однако Будкин делает всё возможное, чтобы изменить эту ситуацию: «Человек работает, и его труд должен быть соответственно оплачен. Любой энтузиазм «за идею» рано или поздно угасает, ведь человека надо чем-то мотивировать. С размещения рекламы я выплачивал Артему кое-какую премию, остальное пошло на содержание всей нашей инфраструктуры. Пусть это пока не зарплата, а некий процент с доходов, но он есть. И будет...».
Таким образом, на станциях пока всего двое сотрудников, они следят за эфиром. Отчасти в связи с этим наполнение эфира у «Пассажа» и «Русских песен» упрощено: как и у многих станций в сети, его целиком составляет музыка нон-стоп. В этом вопросе мнения авторов разных Интернет-станций разделились: одни считают, что музыкального контента достаточно, другие – что его необходимо дополнять новостями и программами. И всё же создатели многих Интернет-станций давно взяли на заметку: эфир не должен отвлекать и раздражать, а ведущих, разговоров, информации хватает и на FM-волнах.
Будкин придерживается той же точки зрения: «Поскольку мы – станция для прослушивания в офисах, то считаем, что на работе нужен просто приятный фон, помогающий в делах – одним словом, настраивающий на позитивный лад. Это наша главная задача. Ради этого и работаем...»
Поначалу формат «Пассажа» был выбран на основе личных музыкальных вкусов Александра, но со временем стало ясно, что такой подход ведет в тупик: «Свое личное надо закрывать за большим амбарным замком, а не пускать в эфир, как это делают на многих любительских радиостанциях. Надо понять, что у тебя за аудитория, и дать им именно то, что они хотят услышать, – говорит Будкин. – Первоначально было больше музыки 90-х, включая песни, которые не были известными хитами. Но аудитория не всегда хорошо принимала эту музыку, пришлось оставить только безусловные хиты. Русская музыка также была оставлена, ее процентное соотношение постоянно менялось, когда чуть больше, когда чуть меньше…».
Группы ВКонтакте (Vk.com/passazh; Vk.com/radiorusongs) помогают музыкальному контенту станций соответствовать запросам аудитории: «Слушатели активно пишут, высказывают мнения по эфиру, предлагают новые песни. Но самая лучшая реакция – это цифры. Соотнося их с тем, что сейчас играет в эфире, можно понять, нравится слушателям та или иная песня, или не очень. Таким образом, корректируется эфирная сетка и музыкальная база. Причем происходит это постоянно. В целом отзывы положительные, многие спрашивают, когда появимся в том или ином городе в FM...», –говорит Александр.
По словам Будкина, формат «Пассажа» очень точно определяется слоганом: «Лучшая музыка за последние 15 лет» (уже, скорее, 20, поскольку в эфире звучат и песни 90-ых). Формат «Русских песен» – лучшая отечественная популярная музыка 2000-ых. Была мысль вовсе исключить отечественные треки из эфира «Пассажа»: «Там хватает и зарубежной музыки, которую сейчас редко встретишь на радио. Поэтому, возможно, появится «Пассаж-2», без русскоязычной музыки, но с тем же форматом...».
Станциям Будкина иногда удается заполучить новые песни в ротацию раньше всех благодаря сотрудничеству практически со всеми крупными продюсерскими центрами. Также создатель станций плотно общается с нашими исполнителями: «Мы постоянно пишем id с артистами для наших станций, это некое промо и для них, и для нас...». Это порой помогает станциям шагать впереди своих конкурентов.
Будкин и в дальнейшем намерен сохранять конкурентоспособность и активно развивать обе станции. По его словам, постоянно приходят предложения из других городов по ретрансляции на волнах других радиостанций: «Сейчас в стадии обсуждения несколько городов, посмотрим, чем закончатся эти переговоры. Всё это несколько осложняет отсутствие с нашей стороны подъёма сигнала на спутник, хотя мы и предлагаем альтернативный вариант вещания, не менее надёжный».
Помимо выхода на FM-вещание Александр планирует значительную смену оформления эфира: «Есть идеи по тематическим часам, например, презентация новых песен в эфире. Это всё сейчас находится в стадии реализации и появится новом сезоне. Также мы хотим немного скорректировать формат: он станет живее и ярче, а любимых хитов будет звучать еще больше...».
Евгения Гарбар
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru