Когда музыкальный сервис Spotify объявил финансовые результаты 2014 года, эксперты снова
На данный момент у Spotify, одного из крупнейших подобных сервисов в мире, порядка 60 млн активных пользователей, 15 млн из которых платят за премиум-доступ, а остальные слушают музыку бесплатно, но с рекламой и ограничениями. При этом на платные подписки приходится 91% всех доходов компании.
Не только это распределение источников дохода заставляет задуматься о рациональности бесплатного доступа. Критикуют такой подход и лейблы, что затрудняет переговоры о продлении контрактов со Spotify. А подчас события заходят дальше язвительных замечаний:
Подлила масла в огонь компания Apple, которая, по данным
Spotify, в свою очередь продолжает защищать свою фримиум-модель, утверждая, что бесплатная музыка нужна, чтобы эффективнее привлекать новых платных подписчиков.
Не разделяет скептицизма критиков Spotify и Федор Вирин, со-основатель аналитического агентства Data Insight:
«Это нормальная история — сервис быстро растет и его убытки увеличиваются, потому что бизнес-модель в принципе не очень прибыльна в таком формате. На самом деле надо понимать, что увеличение цены на подписку может ликвидировать их убытки. Получается, что в Spotify готовы их нести для того, чтобы продолжать развиваться с прежней скоростью».
В российском сервисе «Яндекс.Музыка» тоже считают, что обнародованные финансовые результаты — это нормальная стадия развития бизнеса, на основе которой нельзя ставить крест на всем бесплатном стриминге музыки.
«Инвесторы верят в модель стриминга и её перспективы, продолжая активно вкладывать в подобные сервисы. Убыток Spotify, скорее всего, может быть связан с международной экспансией сервиса».
Иллюстрируют эту точку зрения
Генеральный директор компании Zvooq Михаил Ильичев считает, что если бы Spotify стремился как можно быстрее стать прибыльным, то ему стоило бы выбрать другой путь развития:
«Возможно, для изменения соотношения расходов и доходов в свою пользу, компании необходимо снизить стоимость привлечения пользователей, а также более качественно работать на уже знакомым рынках — не выходить на новые, а стараться прирастить аудиторию за счет тех стран, где у них уже есть представительства».
Таким образом, в России раскрытые цифры Spotify никого не удивили и не разочаровали — представители индустрии не считают, что эти показатели способны поставить крест на идее стриминга музыки и на фримиум-модели. Тем более у нас есть свои последователи Spotify, перед которыми могут встать похожие вопросы.
Проект «Яндекс.Музыка» является одним из самых ярких представителей стриминговых сервисов в России. Сейчас в его каталоге более 20 млн треков, а месячная аудитория составляет 10 млн человек, в том числе 1 млн — пользователи мобильных приложений.
Компания не раскрывает своих финансовых показателей и не указывает долю платных подписчиков среди всей аудитории. Однако известно, что доходы сервиса распределяются в обратном Spotify соотношении: сейчас большую часть выручки «Яндекс.Музыке» приносит медийная и контекстная реклама. На доходы от платной подписки на мобильные приложения приходится около 10%.
На данный момент сервис не окупается, но в перспективе это должно измениться. «Цель выйти на окупаемость, безусловно, есть. Есть план её достижения, как и план построения эффективного бизнеса в музыкальной индустрии в целом», — отмечают в компании.
Другой игрок рынка музыкального стриминга — Zvooq — может уже скоро достигнуть желанной точки безубыточности. В начале года он перешел на новую модель предоставления контента, во многом схожую со Spotify. С 20 января на Zvooq стало возможным слушать музыку с рекламой бесплатно или перейти на премиум версию с ежемесячной оплатой. В отличие от Spotify, Zvooq никак не ограничивает бесплатных пользователей, позволяя им слушать столько музыки, сколько им хочется.
В компании считают, что это единственно верная модель предоставления контента в условиях отечественного рынка.
«Мы считаем, что правильная базовая цена любого музыкального сервиса — ноль рублей. Во-первых, потому что российские пользователи уже привыкли к бесплатным решениям. Это связано с тем, что музыка сегодня отдана на цифровую платформу в бесплатный оборот — через музыкальные каналы, радио, YouTube, а также через нелегальные платформы и социальные сети, — рассказал генеральный директор компании Zvooq Михаил Ильичев. — Во-вторых, потому что самый массовый запрос на музыку у аудитории — это казуальное прослушивание на бэк-граунде параллельно с какой-то основной активностью. То есть музыка в большинстве случаев не является обязательным элементом, а значит, любая попытка взять за нее деньги обречена на провал».
Таким образом, получается базовое решение, внутри которого существует платная подписка Zvooq+ для пользователей, желающих отключить рекламу и скачивать музыку к себе на телефон. Бесплатный доступ в данном случае нужен для выстраивания доверительных отношений с пользователями, как источник привлечения аудитории, которую в дальнейшем можно превратить в подписчиков.
За три месяца работы фримиум-модели число премиум-подписчиков Zvooq+
По данным компании, один фримиум-пользователь за три месяца приносит сервису до 30 рублей за счет доходов от рекламы, а у премиум-подписчика показатель составляет 400 рублей до вычета доходов правообладателей.
Для выхода на безубыточность компании нужно около 100 тыс. платных подписчиков (сейчас — 60 тыс.). Этой цифры Zvooq может достигнуть уже в ближайшие несколько месяцев. При этом в планах компании планомерно наращивать доходы от подписки и рекламы, чтобы доля второго источника не превышала 20%.
Немаловажным катализатором роста выручки Zvooq должен стать антипиратской закон, который вступил в силу 1 мая.
Нововведения могут изменить рынок музыкальных сервисов, подтверждают в «Яндекс».
«Мы во многом не согласны с методами регулирования, которые сейчас предлагает антипиратский закон. Однако очевидно, что в целом регулирование авторских прав может положительно сказаться на бизнесе музыкальных стриминговых сервисов. Об этом говорит и опыт западных стран, где конверсия аудитории в платных пользователей может достигать 25%», — считают в компании.
Однако по-прежнему до конца непонятно, как антипиратской закон в итоге будет функционировать и какие сайты заденет. Например, что станет с огромным массивом музыки в социальных сетях? В конце апреля пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин
Так или иначе, рынок стриминга музыки в России и в мире ждет интересный период — очередного тестирования сложившихся бизнес-моделей, переговоров с лейблами, борьбы за прибыль, действия факторов извне и поиска новых пользователей.