«Идея создания собственного проекта пришла мне в голову в 2012-м году. Я вынашивал её долго, порядка года, - вспоминает Вадим Лобынцев. – И только в сентябре 2013-го года всё-таки решился. Был интересен именно сам процесс создания Интернет-радиостанции. Ничего нового я не изобрел, конечно. Музыка, в общем-то, та же, что и на других радиостанциях. Может быть, по-другому только собранная, с другой подачей, но в принципе всё то же самое. Мне был интересен именно момент создания проекта. То есть хотелось самому попробовать, что это такое, и как это делается, а потом затянуло, и бросить уже нельзя. Основная моя работа – это предприятие, мне необходимо выделять для него очень много времени. Радио – это всё моё свободное время. Я прихожу с работы и начинаю им заниматься, с кем-то общаться, что-то прослушивать и куда-то размещать. Так Интернет-радиостанция заняла треть моей жизни…».
Перед тем, как самому начать заниматься Интернет-радио, Вадим изучил методы работы других станций и ориентировался на них: «Для образца я взял две радиостанции. Первая станция – это «TranceFan Radio», вторая – американское радио «DI.FM». На них я равнялся, смотрел, как они работают, что выдают в эфир. Понемножку брал везде, смотрел, слушал, как люди работают. На радиостанцию «Рекорд», конечно, ориентировался. Старался понять, что сделать я в силах, а что моими силами осуществить будет невозможно, и от чего придётся отказаться. Чтобы содержать качественную радиостанцию, нужны довольно серьёзные деньги. На данный момент мне нравится, как работают ребята с радиостанции «Tranc Euphoria» и «Noise FM». Они начали заниматься Интернет-радио немного раньше меня, чему-то я и у них учился. «Noise FM» использует свой стиль, очень узкий – dubstep, который популярен в очень небольшом круге слушателей, и они довольно неплохо продвигаются. Я смотрел по позициям в различных каталогах, радиостанция неплохо себя продвигает, у неё есть собственная аудитория. Я стараюсь учиться у них тому, как можно завоёвывать доверие слушателей. Конечно, можно популярную музыку крутить, которую слушают все, и которая крутится на более мощных радиостанциях. Но доверие слушателей таким образом не завоюешь. Их же надо чем-то зацепить…».
Сперва эфир «Твоего радио» состоял из музыкальных треков, отобранных Вадимом: «Изначально радиостанция представляла собой самоиграющую шарманку. Я накидал музыки на хостинг и запустил её в автоматическом режиме. Эфир тогда состоял, как и у всех начинающих радиостанций, из треков, которые я считал хорошими и популярными. Потом начал потихоньку это дело развивать, искать ди-джеев (в основном на сайте PromoDJ.сom) для размещения их авторских работ в эфире радиостанции. Далее составил расписание, каждому человеку выделил время. Программа любого ди-джея выходит по расписанию. Промежутки между авторскими программами заполняются музыкальными треками, но к их поиску подхожу серьёзно. Периодически анализирую, что более, а что менее интересно. В начале часа всегда играет самый любопытный трек, во вторую половину часа в очередь становится то, что нравится многим на протяжении нескольких лет. Стараюсь придерживаться этого радийного правила. Считаю, что оно верное, отработано годами и никогда никого не подводило. Основной упор делается на авторские программы. В сутки выходит от трёх до шести программ. В течение недели они повторяются, например, в понедельник вечером программа звучала в первый раз, значит, во вторник в обед будет уже её повтор, кто не смог прослушать её вечером, может сделать это днём. Все промежутки, которых не так уж и много, заполнены музыкой нон-стоп. Основные музыкальные направления не изменились: по-прежнему это хаус и транс. Сейчас я понимаю, что это взаимоисключающие друг друга течения. Но всё-таки, считаю, что сегодня на радиостанции они вполне себе хорошо уживаются и соседствуют. Авторские программы – может быть, это громко сказано – представляют собой следующее: ди-джеи собирают интересную музыку, миксуют и выпускают её в виде своей программы, которая по продолжительности идёт приблизительно час-два. Ди-джеи стараются подбирать музыку. У каждой программы есть своя аудитория. Это даже заметно по статистике. Выходит какая-то программа, происходит рост слушателей. Люди специально подключаются, чтобы послушать конкретную программу».
На данный момент все радиопрограммы идут в записи. «Ди-джеи предварительно заливают файлы, а я их выставляю в эфир, - рассказывает Вадим Лобынцев. - В планах есть, конечно, выход в живой эфир. Но, к сожалению, очень мало есть на это способных людей. Те, которые на это способны, работают уже на крупных радиостанциях. Кого-то подхватить из начинающих очень сложно. Я находил людей, желающих работать в прямом эфире. Они пытались вживую работать, но не всё получалось, а слушатель-то хочет всё и сразу. Он хочет слышать опытного ди-джея, который чем-то заинтересовывает, держит публику. Таких людей найти очень сложно. Но в планах живые эфиры всё-таки есть. Я и сам пытался вести эфир, но у меня не очень хорошая дикция, я послушал себя в записи и остался недоволен. Либо надо где-то учиться этому, либо не заниматься этим. Наговорить кучу слов на музыку – проблем не составляет ни у кого. Так многие, кстати, и считают, что в живой эфир пустил микс - и болтай то, что считаешь нужным. Но на самом деле всё не так. Эфир надо уметь вести. Надо иметь дикцию, приятный голос, надо уметь заинтересовывать слушателей чем-то…».
Интернет-радиостанция целиком детище Вадима: «Всем занимался всегда я сам. Конечно, мне помогают ди-джеи, мы с ними по-дружески общаемся. Сотрудничество с ди-джеями происходит на добровольной основе. Я предоставляю им эфир станции, а они – свои работы. Ни я за это деньги не беру, что, кстати, практикуется на радиостанциях, ни они не получают денег за свою работу. В радиостанции очень мало коммерческого. Всё строится на добровольных взаимоотношениях. Если ко мне обращается новый человек и спрашивает, можно ли запустить на станции свою программу, я обязательно дам её послушать нескольким своим ди-джеям. Они оценят, какие-то ошибки найдут, что-то подскажут. Ди-джеи, которые сейчас работают на Интернет-радиостанции, это, если можно так выразиться, выжимка из того, что было. На данный момент их около тридцати человек. Но основную работу делаю я один. Учился на своих ошибках. Читал, спрашивал, уточнял какие-то детали у тех, кто уже давно занимается Интернет-вещанием, что-то изменял. И финансовые вложения лежали и лежит только на мне. Финансовые сложности, как у всех, возникают, то есть надо искать, за счёт чего радиостанция будет жить и развиваться. Даже на минимальные условия функционирования – на содержание сервера, хостинга, какое-то продвижение, рекламу, платное размещения в каталогах - нужны деньги. Одна из основных трудностей, с которыми я столкнулся на протяжении всего существования Интернет-радиостанции, - это поиск сотрудников, тех людей, которые действительно могут что-то предложить, что заинтересует слушателей. Команда, конечно, нужна. Но команде нужно платить. Сколько я ни искал помощников, на бесплатной основе работать никто не захотел. Месяц – максимум, потом начинается: то «времени нет», то «я устал», то «мне это неинтересно», «стиль не мой» - причины находятся разные, но всё упирается в финансовый вопрос. А со всеми функциями я один справляюсь уже с трудом, потому что доходит до четырёхсот слушателей онлайн. В предыдущем месяце только уникальных слушателей было около двухсот тысяч, а всего прослушиваний – самый показательный пример - ноябрь прошлого года – достигало отметки в миллион за месяц. Аудитория, кстати, самая разная. Собирается статистика подключений. Люди слушают не только из России. Большинство, конечно, из нашей страны – семьсот тысяч, из Украины – сорок семь, из Белоруссии - тридцать семь, слушают и в Казахстане, Германии, Молдавии, Израиле – две тысячи, Латвии, Чехии, Соединённых Штатах, Южной Америке. И необязательно все эти люди – русскоязычное население перечисленных стран, потому что музыка к языку не привязана. Девяносто девять процентов играющей музыки – англоязычная. Хаус и транс – англоязычная музыка. Даже когда наши российские ди-джеи создают свои вещи на английском языке. Основная аудитория – это слушатели от восемнадцати до двадцати четырёх лет. Я считаю, что всё это неплохие показатели. А чтобы их поддерживать, нужно очень много тратить времени…».
На сайте коммерческой рекламы не было: «Если бы была возможность размещения коммерческой рекламы, - замечает Вадим Лобынцев, - деньги за неё можно было пускать на развитие радиостанции и усовершенствование. Это было бы очень неплохим вариантом развития. И это было бы очень интересно. В прошлом у нас только партнёрские размещения. У меня есть партнёры, которые продают китайский чай. Я их хорошо знаю, поместил ссылку на них в виде дружеской помощи. И в эфире иногда идёт их реклама - мне они абсолютно ничего не стоит, и они за неё не платят, просто по дружбе пускаю рекламу их чая. Вообще коммерческую рекламу пытался запускать, но для того количества слушателей, которое имеет радиостанция, нет рекламодателей, готовых поместить рекламу. Очень маленькая аудитория по рекламным меркам. Это не FM-радиостанции. Интернет-радиостанции – это пока единичные слушатели. FM – это совершенно другие слушатели, это совершенно другие объёмы. Интернет-аудитория – девять-десять тысяч человек онлайн. Даже у той же радиостанции «Рекорд» десять-пятнадцать тысяч на линии, а остальные их слушатели – в FM-диапазоне. Я думаю, что Интернет- и FM-радиостанции не будут конкурировать в будущем, потому что они занимают две отдельные ниши. Интернет-радиостанция собирает аудиторию, которая дома читает, смотрит какие-то новости и параллельно слушает музыку, чтобы отдельно не включать радиоприёмник; имеет контингент, который сидит за компьютером. В основном Интернет-станции слушают с девяти утра до шестнадцати часов по московскому времени, это так называемые офисные хомячки, которые пришли на работу, включили компьютер и включили радио. Но, в целом, конечно, если появится такая возможность, хотелось бы превратить радиостанцию в коммерческий проект. Смысл любого проекта заключается в его развитии. А чтобы развивать что-то, требуются деньги…».
Елена Дюкова
Radioportal.ru