Здесь очень важно обратить внимание на специфику формата – сайт радиостанций и юридически, и технически – это отдельная форма распространения, поэтому те правовые инструменты, которые помогали для радио, далеко не всегда помогут для сайта. Если совсем просто – то, что сайт принадлежит медиакомпании, не делает сам сайт радиопередачей. Если радио – это исключительно звук, то сайт – это не только звук, но и видео, и картинка и всякое другое комбинированные мультимедиа, поэтому для оформления сайта явно нужны какие-то дополнительные материалы, которые могут быть сделаны только путём переработки старых, и наличие разрешения на использование старых материалов нет.
Соответственно, какие требуются разрешения и согласия, зависит прежде всего от вида материала, который предполагается разместить. Здесь сложно дать простой и однозначный ответ, но упрощённо, интересует, кем был сделан материал (собственным сотрудником или нет) и для чего он был сделан (специально для сайта или заранее, например, для эфира).
Дополнительно возникает вопрос с музыкой, поскольку, как правило, радиостанцией она транслируется через договоры с аккредитованными организациями коллективного управления правами (РАО и ВОИС для авторских и смежных прав соответственно), и стандартный лицензионный договор не даёт никаких иных прав, кроме как на передачу в эфир (то есть не даёт разрешения ни транслировать в Интернете, ни тем более размещать в Интернете что-то перманентно).
Очевидно, что созданное штатным сотрудником радиостанции специально для сайта, в котором вообще нет никакой музыки, имеет значительно меньше рисков, чем запись телепередачи, выполненная другой телекомпанией несколько лет назад, и сопровождающаяся музыкой.
Примерная классификация претензий, которые могут возникнуть:
Претензии к радиостанции могут возникнуть у:
1) Граждан (физических лиц)
- В области авторских прав (гражданин является автором материала, и исключительное авторское право принадлежит ему, ст. 1255 Гражданского кодекса РФ)
В области прав исполнителя (гражданин является исполнителем, и ему принадлежит соответствующее право, смежное с авторским, ст. 1315 Гражданского кодекса РФ
В области прав на охрану изображения (использовано изображение гражданина, которое требует его согласия, ст. 152.1 Гражданского кодекса)
В области охраны персональных данных (в материале раскрыты какие-то сведения о гражданине, разрешения разглашать которые он не давал, ст. 9 ФЗ «О персональных данных»)
2) Организаций (юридических лиц)
- В области авторских прав (организации принадлежит исключительное авторское право на произведение, например, как изготовителю, ст. 1270 Гражданского кодекса)
- В области прав организаций эфирного вещания (использован фрагмент телепередачи без согласия редакции, ст. 1330 Гражданского кодекса)
Во всех правилах существуют исключения, и бывают ситуации, когда несмотря на отсутствие прямого условия о возможности использования, такое право в силу закона приобретается. Однако такие исключения не всеобъемлющи, и полагаться на то, что хоть какое-то основание отыщется, не стоит – судебная практика по этому вопросу достаточно консервативна и не склонна к расширению таких случаев.
Как указанные претензии преодолевают, и в чём могут быть нюансы? Теоретически, права на созданное сотрудником в ходе своей работы приобретает работодатель (ст. 1295 Гражданского кодекса). Однако здесь имеют значение два важных фактора. Первый – поскольку речь идёт о радиостанции, должностные обязанности работника как правило связаны с созданием звука, а не видео, и согласие на создание материала со своим изображением работник (даже если он, к примеру, корреспондент) заведомо не давал. В этой связи важен вопрос, какие документы с ним оформлялись. Второй фактор – зачастую оформление работника может быть произведено не трудовым, а гражданско-правовым договором, условия которого в части «автоматического» перехода прав совсем иные, и требуют анализа непосредственно текста договора.
Применительно к использованию материалов, которые подготовлены иными организациями, суть проста – нужен документ, который обосновывает, что данное использование произведено с согласия правообладателя. Это может быть прямой договор, но может быть и иная процедура, в частности, предусмотренная правилами цитирования и использования материалов.
В заключение необходимо отметить, что очень большое количество рисков можно снять, просто творчески подойдя к процессу и оформляя документы таким образом, чтобы исключить получение претензий. Например, закрыв лицо каким-нибудь другим визуальным элементом.
Андрей Кашин, медиаюрист
Специально для Radioportal.ru