15 июня по случаю десятилетнего юбилея в России мужского глянца GQ в Москву пригласили легендарную для любого медийщика фигуру — основателя свободной энциклопедии «Википедия» Джимми Уэйлса. На сцене кинотеатра «Пушкинский» он выступил с лекцией — многообещающее название «The Future» предвещало массу чудных открытий. Но обошлось без них.
В отличие от главреда GQ Николая Ускова, Джимми Уэйлс оказался совсем не гламурным — невысокого роста и на вид старше, чем на известном фото, где он призывает делать пожертвования в пользу «Википедии». Помятые джинсы выдавали в Уэйлсе истинного американца.
Общеизвестно, что «Викимедиа» — фонд, управляющий энциклопедией, — некоммерческая организация. Но одно дело — фонд. Уэйлс же берёт за свои выступления ошеломительные гонорары. Не берусь спекулировать, сколько именно Джимми получил за визит в Москву, но его стандартный гонорар составляет порядка 60 тыс. долларов.
Понятно, что в одиночку GQ такие расходы не потянул бы, поэтому лекцию проспонсировала российская водка Beluga: проморолик крутился на огромном экране кинотеатра перед началом лекции, доводя публику до головокружения.
Без водки не обошлась и предшествующая лекции пресс-конференция Уэйлса, которую, как и сессию вопросов-ответов после лекции, вёл сын Людмилы Петрушевской Фёдор Павлов-Андриевич. Первым делом Фёдор попытался содержательно связать между собой бренды GQ и «Википедия»: журналу исполняется 10 лет в России, а «Википедии» пять месяцев назад стукнуло 10 лет от роду. Сравнение вышло натянутым. Каким бы качественным ни был GQ, это всего лишь ещё один глянцевый журнал на полке. Проектов, равных «Википhttp://www.radioportal.ru/textpattern/index.php?event=articleедии», в глобальном медийном пространстве нет. Но если долго повторять, что селёдка на вкус похожа на лосося, в это рано или поздно придётся поверить.
Самым большим разочарованием на лекции стало то, что она оказалась про «Википедию», а не про будущее, о котором так хотелось узнать. Нет сомнений в том, что основатель лучшей в мире энциклопедии может рассказывать о ней зажигательно и часами. Но этого ли хотела аудитория, видя в названии такое притягательное слово — «будущее»? Я — нет.
Но — к сути. Если суммировать стейтменты, с которыми Уэйлс выступил на пресс-конференции и на лекции, и выделить из всего сказанного самое запоминающееся, то можно сказать: Уэйлсу нравится Россия и наш президент и у него хорошее чувство юмора.
«Medvedev understands» — один из слайдов презентации точно выразил настроение лектора. На секции саммита G8, посвящённой электронным носителям, рассказал Уэйлс, президент России Дмитрий Медведев единственный звучал разумно. Он понимает суть интернета, а не пытается его зарегулировать, как президент Франции Николя Саркози. Правила защиты авторских прав должны быть пересмотрены, подтвердил основатель «Википедии», но это вовсе не значит, что любая музыка, книги или кино должны быть бесплатно выложены в интернете.
«А как же быть с лицензиями Creative Commons в России, где копилефт до сих пор не предусмотрен законодательством?» — спросил у Уэйлса «Часкор», и Джимми снова сослался на Медведева. «Мои надежды связаны с тем, что в диалоге примут участие понимающие эксперты. Насколько мне известно, президент Медведев уже изучает этот вопрос».
Вторая группа вопросов касалась самой энциклопедии и работы с ней. Основатель «Википедии» подчеркнул, что его целью с самого начала было дать каждому человеку доступ ко всей сумме знаний, накопленных человечеством. Поэтому, редактируя энциклопедию, мы вносим изменения не в отдельно взятый справочник, а в эту самую сумму знаний. Сегодня «Википедия» накопила 16 млн статей на 270 языках, в месяц регистрируется до 408 млн посещений. Сам Уэйлс, отвечая на вопросы публики, скромно сообщил, что пишет в «Википедии» почти каждый день, предпочитая редактировать биографии или сочинять статьи о британской палате лордов.
Если сравнить структуру интересов пользователей из разных стран, то получится, что японцы больше всего интересуются поп-культурой — как американской, так и японской, немцы — географией, россияне — географией и сексом, тогда как в Испании и Франции секса как будто и нет вовсе.
С самыми большими трудностями «Википедия» столкнулась в Китае, где к ней на протяжении трёх лет либо вообще был закрыт доступ, либо сильно ограничивался к ряду статей. Встречаются и курьёзы: в меню одного из ресторанов Уэйлс обнаружил незнакомое доселе блюдо — Wikipedia fried with eggs. Никто, даже местное отделение фонда «Викимедиа», долго не знал, что это. Позже выяснилось, что в Китае есть хлебопекарня с похожим названием — Wekipedia, однако кому пришло в голову так её назвать, по-прежнему загадка.
Отвечая на вопрос о том, какова самая серьёзная проблема, стоящая на пути развития энциклопедии, Джимми радостно сказал: «Я оптимист и думаю, что всё будет хорошо. Проблемы есть, конечно, но выделить одну сложно».
При этом монетизировать свой ресурс когда-либо в будущем Уэйлс не собирается: для заработка у него есть проект Wikia, а капитализировать «Википедию» — это «как капитализировать Красный Крест».
Уэйлса спрашивали о будущем СМИ вообще, умрёт ли пресса или видоизменится. Наступили великие времена перемен, был ответ, вряд ли все газеты в ближайшие десять лет целиком переедут в интернет, хотя устройства вроде iPad существенно меняют жизнь СМИ. Рост будет наблюдаться именно в этой сфере, а не просто в интернете. Посмотрим, найдёт ли себя, например, GQ исключительно в цифровом виде. Ведь за издание надо будет платить, но далеко не все пользователи интернета готовы к этому.
Самый остроумный вопрос из зала на первый взгляд не касался «Википедии», но и его Уэйлс развернул в сторону своего любимого детища. «Что вы спросите при встрече с Богом? Ведь все мы рано или поздно там окажемся». — «Я нерелигиозен, но вопрос прикольный. Я бы спросил, как часто Он редактирует «Википедию».
Фото Джимми Уэйлс // Manuela Oprea
Видеозапись смотрите на сайте "Частный корреспондент"