С 28 по 30 октября в Москве прошло одно из ключевых мероприятий в рамках проведения Года молодежи в России – Общероссийский открытый молодежный медиафорум.
ОРГАНИЗАТОР МЕДИАФОРУМА
Организаторами форума выступили Национальная Ассоциация молодых журналистов "МЕДИАКРАТИЯ" совместно с "МедиаСоюзом" под эгидой Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, а также Федерального агентства по делам молодежи.
Национальная Ассоциация молодых журналистов "МЕДИАКРАТИЯ" существует с 2005 года. За этот период она объединила более 1000 человек из всех регионов Российской Федерации. Общероссийский информационно-образовательный проект для молодых журналистов "МЕДИАКРАТИЯ" организован Всероссийской общественной организацией работников СМИ "МедиаСоюз" при поддержке Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Идейный вдохновитель "МЕДИАКРАТИИ" – сопредседатель оргкомитета Александр Яковлевич Школьник. Помимо этого он сенатор, заместитель председателя комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, член комитета Совета Федерации по образованию и науке, член комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения.
ТОЛЬКО ТРОЕ С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Важнейшей задачей медиафорума являлась поддержка молодежной прессы, в том числе региональной. Поэтому в нём приняли участие около 50 молодых журналистов со всей страны. Это представители региональных и студенческих СМИ, для которых проблемы молодежи являются основными темами в их работе.
Не хочется утомлять перечислением участников, представлявших субъекты РФ, но и умолчать о самых ярких и продвинутых из них я тоже не могу. Форум собрал самых активных, инициативных и целеустремлённых молодых людей из регионов. На мой взгляд, всех участников можно было разбить на две группы. Первая постоянно спорила, задавала смелые, а где-то каверзные вопросы, не боялась высказывать свою точку зрения и отстаивать жизненную позицию. Вторая собрала вокруг себя участников, выбравших на форуме достаточно пассивную позицию. Однозначно к первой группе нужно отнести Станислава Давыдова и Егора Королёва из Санкт-Петербурга. Они были на порядок выше других. Своими смелыми суждениями, креативным подходом и профессиональными стремлениями показали пример другим участникам. Всё-таки недаром этот город зовут интеллектуальной столицей России. Дружно к ним примкнули делегации из Владимира, Великого Новгорода, Липецка, Воркуты, Воронежа, Ярославля и Республики Бурятия.
Как вы видите, в основном на форуме были представлены западные и центральные регионы России. Дальний Восток представили всего трое участников. Это Прокопий Бубякин из Республики Саха (Якутия), Антон Дёмин из Хабаровска и ваша покорная слуга. Остановиться на первом участнике мне хотелось бы подробнее. Прокопий – 28-летний житель Якутска. В родном городе он редактирует республиканскую молодёжную газету "Эдэр саас" (в переводе с якутского "Молодость"). Интересный, не похожий на других молодой журналист покорил многих своей искренностью, непосредственностью, национальной самодостаточностью и своеобразием.
В РЕГИОНАХ С ГЕРОЯМИ ПРОБЛЕМ НЕТ
В начале форума прозвучала основная мысль всего мероприятия. Форум стал местом, где не только мы, региональные журналисты, что-то почерпнули для себя, но и организаторы, ведущие эксперты и политологи услышали нашу позицию, наши личные мнения о тех или иных процессах и событиях, происходящих в стране.
Началась дискуссия с того, что представляет собой молодёжь. Со слов главного редактора "Консерватора" г. Санкт-Петербурга Рустама Арифджанова, молодёжь – достаточно размытая субстанция, которую всё-таки можно разделить на три группы. Первая – успешные молодые люди, представленные молодыми бизнесменами, бюрократами и карьеристами. В эту же группу входит так называемая "золотая" или "гламурная" молодёжь. Вторая – это молодёжь с размытой идеологией, плывущая по течению, и третья – молодые люди с протестной идеологией.
Участники медиафорума спорили, диспутировали, пытались ответить на следующие вопросы. Какую из молодёжных групп можно привлечь, мотивировать, убедить? На какую из них работают средства массовой информации? Что нужно показывать и снимать, о чём писать, чтобы заинтересовать молодёжь? Насколько силён образ героя на страницах и экранах СМИ, каково его воздействие на молодёжную аудиторию? В ходе обсуждения оказалось, что СМИ, в частности федеральные, пренебрегают материалами о героях нашего времени. В их сюжетах и публикациях доминируют темы войн, насильственных смертей и природных катаклизмов. Молодёжи не хватает своих героев. Ведь герой не обязательно тот, кто жертвует своей жизнью. Им может стать и учитель в Богом забытом селе, и юный лыжник из маленького городка, попавший в олимпийскую школу резерва, и наркоман, победивший свою зависимость. Молодым читателям интересна судьба талантливых сверстников, их достижения. Через их образы работники СМИ вполне могут "сеять разумное, доброе, вечное". В регионах с героями проблем нет, а в Москве, видимо, дефицит.
РАЗОШЛИСЬ ВО МНЕНИЯХ
Второй день медиафорума прошёл очень насыщенно и полноценно. Как делаются новости и чем канал "Россия" отличается от "Би-би-си", рассказал региональным журналистам ведущий программы телеканала "Вести" Евгений Ревенко.
Участники и гости затронули тему закрытия телеканала "Спорт". Олимпийская чемпионка и телеведущая Мария Киселёва выразила своё отрицательное к этому отношение: "Если бы каждый российский телеканал имел бы объёмы спортивной информации, а детский канал транслировал бы не только мультфильмы, то вокруг закрытия канала не было такого ажиотажа в СМИ".
Не менее жарко на форуме обсудили переход на цифровое телевидение. Разницу между нынешним и цифровым телевидением почувствуют как телевещатели и операторы связи, так и телезрители и рекламодатели, – сказал генеральный директор компании "Цифровое телевидение" Александр Мих. Уйдёт дефицит числа частот, появится возможность создания интерактивных программ, сигнал будет приниматься в мобильном транспорте, за счёт заключения договоров с телезрителями повысится эффективность рекламы.
Задала нужный тон дискуссии продюссер и издатель Лариса Кривцова. Какой должна быть молодёжная программа? Как нащупать то, что ей интересно? Вариантов было немного, во мнениях разошлись делегация из Санкт-Петербурга и дальневосточная (Тында и Якутск). Первая предложила показывать политические дебаты молодых политиков, вторая возразила. Амурская молодёжь, в частности тындинская, в большинстве своём аполитична и занимает пассивную гражданскую позицию, что в лишний раз доказывают прошедшие 11 октября выборы депутатов Городской думы пятого созыва. Не мне её за это критиковать или оправдывать. Скажу лишь, да простят меня коллеги из С.-Петербурга, что большинство моих ровесников не интересуются политикой и политическими дебатами. Их волнуют вполне приземлённые проблемы: собственное жильё, работа, воспитание детей. После завершения легендарной стройки века – Байкало-Амурской магистрали – осталось временное жильё, со временем превратившееся в ветхое и аварийное. Как в нём жить, создавать семьи, заводить детей, если его нужно не просто списать на бумаге, а ликвидировать, а людям предоставить полноценную жилплощадь. Больной и сложный вопрос для бамовцев, в том числе и для молодёжи. Молодым ведь хочется жить и наслаждаться жизнью здесь и сейчас, а не в предпенсионном возрасте, когда будет выплачена ипотека. Так что здесь не до дебатов и политики.
МЫ ПЕРЕСТАЛИ ЧИТАТЬ
На открытой дискуссии "Молодежь – стратегический ресурс развития России" обсуждались семь проблем современной молодёжи, в том числе здоровье (уровень смертности), трудоустройство (низкие зарплаты), падение самоидентификации, маргинализация (движения скинхедов, неофашистов и т.д.), падение интеллектуального уровня молодёжи и её нравственности, духовности. Активно высказал свою позицию поэт, заслуженный деятель искусств России, главный редактор журнала "Юность" и член Общественной палаты РФ Андрей Дементьев. Из самой читающей нацией в мире мы превратились в нечитающую. 60% россиян не читают книг вообще! Молодёжь перестала читать настоящие (не "однодневки") книги, глубокие произведения и серьёзную литературу. Для многих книги заменил Интернет.
В России 38 миллионов молодых людей, из них 25 миллионов представляют активный электорат, т.е. те, кто имеет право голосовать. Все ли из них используют это право?
Заместитель заведующего кафедрой политологии и политического управления по учебно-методической работе Российской академии государственной службы при Президенте РФ Лидия Тимофеева подняла не менее актуальную тему. Неуклонно растёт число нетрудоспособного молодого населения. По данным Росстата, к 2016 году эта цифра вырастет ещё на 20%. На 1000 трудоспособных молодых людей будет приходится 709 (!) нетрудоспособных. Сможет ли наша экономика выдержать такую нагрузку?
Депутат Государственной Думы РФ, лидер Всероссийского движения "Россия Молодая" Максим Мищенко увидел причину бед молодёжи в том, что в некоторых регионах пока не созданы или плохо работают так называемые "социальный и политический лифты", приводимые в действие личными способностями молодого человека. Это возможность реализации своего потенциала, самосовершенствования, всестороннего развития своей личности. Необходимо поставить на поток технологию, которая обеспечила бы постоянный отбор претендентов на места в новой, прежде всего, интеллектуальной элите нашего общества.
Одним из механизмов такого "социального лифта" будет новый телевизионный канал "Страна", который откроют в недалёком будущем. Директор медиа-группы "Страна" Сергей Ломакин сказал, что в своём роде это будет самый уникальный телепродукт на современном медиарынке. Канал документального и игрового кино, рассказывающий стране о стране. В регионах течёт жизнь, которую мало кто видит. Телеканал "Страна" позволит это исправить.
ЗВЁЗДНЫЙ ДЕНЬ ФОРУМА
Последний день медиафорума стал самым "звёздным". Его посетил известный тележурналист, ведущий и руководитель программы "Сам себе режиссёр" Алексей Лысенков. Он же руководитель международного проекта "СПИД-СТОП". По-другому, в новом виде и формате открылся для меня этот человек. Было непривычно видеть и слушать его, когда он говорил о результатах своей работы в борьбе с ВИЧ-инфекцией. Эта встреча достойна стать темой для отдельного разговора.Интересными и запоминающимися получились дискуссии с главным редактором газеты "АиФ" Николаем Зятьковым и известным телеведущим, ведущим программы "Соловьиные трели" радиостанции "Серебряный дождь" Владимиром Соловьёвым. Об этом – позже.
Анжела Печерица,Тында, Амурская область