Из-за последствий глобального экономического кризиса объем мирового рекламного рынка в 2009 году снизится на 9,8%, однако уже в 2010 году рекламный рынок покажет небольшой рост. Такие данные содержатся в обновленном глобальном прогнозе развития рекламной индустрии, выпущенном медийным агентством Carat (входит в состав британского коммуникационного холдинга Aegis Group). С опубликованным 1 октября прогнозом мировых рекламных затрат в 2009 и 2010 годах можно ознакомиться на сайте Aegis.
Это уже третье снижение прогноза от агентства Carat за последний год. В августе 2008 года аналитики Carat понизили прогноз роста мирового рекламного рынка в 2009 году до 4,8%, однако эти цифры оказались неоправданно оптимистичны. В своем предыдущем прогнозе, выпущенном в марте 2009 года, Carat предсказывал сокращение расходов на 5,8% в текущем году, с небольшим ростом в 2010 году.
Нынешняя корректировка прогноза на 2009 год в меньшую сторону связана, как и в предыдущий раз, с отрицательными показателями роста и продолжающейся неопределенностью практически на всех крупнейших мировых рынках рекламы, за исключением экономик Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности Китая. По словам исполнительного директора Aegis Media Джерри Булмана (Jerry Buhlmann), значительные изменения в новом прогнозе Carat не являются неожиданными, учитывая недавние колебания на рынке, и отражают осторожность рекламодателей в маркетинговых расходах, наиболее выраженной в США и Европе. Впрочем, эксперт не исключил, что текущий год может принести и улучшения на рынке.
По данным Carat, больше всего среди крупных рекламных рынков пострадает США — в этой стране расходы сократятся на 16,3% (см. таблицу ниже). В странах Западной Европы рекламный рынок уменьшится на 11%. В Азиатском и Тихоокеанском регионах сокращение расходов на рекламу будет не таким значительным — на 0,3%. При этом, в Китае ожидают роста рекламного рынка — на 6,9%. Рост мирового рекламного рынка должен восстановиться уже в 2010 году: согласно прогнозу Carat, он составит 1%. Рост рекламных расходов будет достигнут, в основном, за счет стабилизации экономик Северной Америки и Европы, а также восстановления на крупных развивающихся рынках, в частности, в Китае. Впрочем, даже после этого первоначального восстановления глобальный рекламный рынок будет ниже своего абсолютного уровня, достигнутого в 2006 году.
Наиболее радикально пересмотрены прогнозы по России. Среди крупнейших развивающихся рынков именно российский рынок пострадает больше всех: по версии агентства, в 2009 году затраты на рекламу в России упадут на 21,9%. Между тем, еще в марте прогнозировалось, что падение российского рекламного рынка составит 8,6%. При этом, реклама в прессе и на радио покажут наиболее значительное снижение, немногим меньше падение составит в секторе наружной рекламы, а ТВ и Интернет будут более стабильны. Тем не менее, как ожидается, в 2010 году российский рынок должен вырасти на 1,5%. В предыдущем прогнозе, напротив, ожидалось падение на 1,5%. По мнению аналитиков, рынок рекламы в России восстановится и начнет расти только вместе с ценами на нефть.
Что касается прогнозов по медиа, то среди основных видов рекламных секторов единственным, который продемонстрирует рост в текущем году, станет Интернет, где расходы увеличатся на 1%. Более всего пострадает рекламная выручка журналов (-17,1%), газет (-16,7%) и радио (-12,4%). Секторы ТВ и наружной рекламы пострадают существенно меньше, снижение составит 3,7% и 4,2% соответственно.
Регион | 2008 | 2009 | 2010 |
---|---|---|---|
Все регионы | 1,0 (1,0) | -9,8 (-5,8) | 1,0 (0,7) |
США | -1,8 (-1,8) | -16.3 (-9.8) | -2,6 (-2,7) |
Канада | -7,0 (2,0) | -2,7 (-2,5) | 1,7 (0,7) |
Западная Европа | -2,6 (-2,9) | -11,0 (-6,6) | -0,3 (0,1) |
Великобритания | -3,2 (-5,5) | -11,7 (-7,1) | 1,4 (2,0) |
Германия | -2,0 (0,0) | -7,0 (-2,2) | -2,3 (-1,1) |
Франция | -2,6 (-2,6) | -7,1 (-5,0) | 1,0 (0,5) |
Италия | -1,9 (-1,9) | -12,4 (-6,5) | -1,0 (0,6) |
Испания | -13.1 (-12.7) | -19.0 (-16.5) | -2,0 (-4,0) |
Скандинавия | 1,9 (-0,2) | -19,2 (-5,6) | -1,1 (-2,7) |
Центральная и Восточная Европа | 12,3 (12,2) | -18,4 (-8,2) | 3,3 (-1,0) |
Россия | 16,6 (16,6) | -21,9 (-8,6) | 1,5 (-1,5) |
Азиатско-Тихоокеанский регион | 5,4 (5,0) | -0,3 (-0,8) | 4,6 (4,3) |
Япония | -4,2 (-4,2) | -5,5 (-5,5) | 0,0 (0,0) |
Китай | 18,9 (18,9) | 6,9 (4,6) | 9,0 (7,2) |
Австралия | 3,7 (4,2) | -6,5 (-1,9) | 0,0 (1,8) |
Примечание: цифры в скобках показывают предыдущий прогноз от марта 2009 года |