
Иновещание: СССР фактически был первопроходцем в этой области, сначала создав "Радио Коминтерна", которое затем называлось "Московским радио", а в наши дни "Голосом России". И следует признать, что, несмотря на все сложности постперестроечного этапа, обитателям дома на Пятницкой, а именно там располагается редакция "Голоса России", удалось удержать определенные позиции в мировом радиоэфире.
Станислав ГЯНДЖИНСКИЙ
Советское иновещание в одном из эпизодов "холодной войны" в Закавказье
В середине 1946 года служба иновещания государственного радиокомитета СССР получила предписание расширить вещание на языках народов Ирана и Турции. Технически сделать это было не сложно, так как еще с 1938 года в распоряжении Пятницкой находился мощный коротковолновый передатчик, обеспечивающий покрытие сигналом из Москвы пяти континентов. Да и опыта было не занимать: в годы Великой Отечественной войны Москва вела передачи на греческом, турецком, персидском языках, вела вещание на Индию, страны Ближнего Востока, Китай, Японию.
Более того, учитывая общие союзнические интересы в годы борьбы с гитлеровским фашизмом, американская радиовещательная компания "Нэшнл бродкастинг компани" организовывала передачи Московского радио для США, которые ретранслировались 96 американскими станциями. Кстати, именно последний факт стал поводом для решения Би-би-си начать вещание на Советский Союз. Что, правда, впоследствии стало одним их "полей" развернувшегося информационного противостояния в эфире.
Балансирование на грани войны
12 марта 1947 года президент Соединенных Штатов Гарри Трумэн сформулировал первый практический шаг в политике, которая называлась 'сдерживанием коммунизма'. Этот практический шаг, известный как 'доктрина Трумэна', состоял в том, чтобы немедленно оказать экономическую и военную помощь Греции и Турции, которым, по мнению американского руководства, угрожала советская экспансия.
Формальным поводом для такого вывода являлось то, что, например, к Турции Сталин предъявил территориальные требования - отдать провинции Карс и Ардаган. Великобритания тогда заявила, что не имеет сил и средств для поддержки средиземноморских стран, которые без этой поддержки "станут добычей Советского Союза".
Турция формально не принадлежала к числу союзников фашистской Германии. Тем не менее СССР на протяжении всей Великой Отечественной войны рассматривал южного соседа как потенциального противника. Показательно, что германо-турецкий договор о дружбе и сотрудничестве был подписан 18 июня 1941 года - за 4 дня до нападения на СССР. Пропуск Турцией через Дарданеллы-Босфор германских и итальянских военно-морских сил в июне 1941 года в Черное море, а в 1944-м - в обратном направлении также до предела обострил взаимоотношения СССР и Турции. Сталин готовил планы послевоенного устройства миропорядка.
В апреле 1945-го СССР денонсировал советско-турецкий договор 1931 года о ненападении и нейтралитете и перестал юридически признавать существовавшую на тот момент советско-турецкую границу. Затем Сталин официально заявил на Потсдамской конференции, что Турция должна вернуть Армении и Грузии их "исторические территории", захваченные в период военно-политической слабости Советской России.
Кроме того, СССР потребовал международного контроля за маршрутом Босфор - Мраморное море - Дарданеллы и поддержал претензии Греции на центрально- и южноэгейские острова (бывшая итальянская колония Додеканес).
В конце 1946 года Москва и Анкара быстро приближались к военному конфликту. СССР стянул к турецкой границе несколько десятков дивизий, а в Румынии и Болгарии были укреплены советские военно-морские базы.
Одновременно СССР задержал вывод своих войск из Северного Ирана. Более того, при прямой поддержке Москвы в Северном Иране - точно так же, как в странах Восточной Европы - были созданы народно-демократическое государство Южного Азербайджана и Народная Республика Курдистан. Информационным обеспечением этих операций и занимались специалисты иновещания на Пятницкой.
События тогда развивались по нарастающей. 4 марта 1946 года 15 советских бронебригад вошли в Азербайджанскую провинцию. 4 марта в Махаббаде Курдская республика объявила об автономии курдов, живущих в южной части Турции. Это была демонстрация заявленного масштаба перекройки территорий Ирана и Турции. 6 марта командующий Прибалтийским военным округом Иван Баграмян с группой высокопоставленных советских командиров прибыл в Тебриз.
Вслед за этим Грузия официально объявила о своих претензиях на северо-восточные территории Турции, включая Трабзонский залив и черноморское побережье. Движение тяжелой бронетехники сопровождалось дипломатическим давлением на Анкару и Тегеран, а также беспорядками в Греции, Азербайджане, Иранском Курдистане. При наличии мощных советских армейских группировок на двух флангах Турции дипломатическое давление на Анкару приобрело жесткий характер.
В США были серьезно встревожены. 4 марта президент США Трумэн принял госсекретаря Бирнса с целью обсудить политику СССР в отношении Ирана и Турции, а также в азербайджанском вопросе. Бирнс послал Сталину ноту, которую через день временный поверенный в делах США в Москве Джордж Кеннан вручил Молотову.
Но советская сторона никак прореагировала на это. И только после этого 5 марта 1946 года марта экс-премьер Великобритании Черчилль произнес в Вестминстерском колледже города Фултон свою знаменитую речь.
В разгар военной подготовки в Южном Азербайджане 15 марта ТАСС выступил с заявлением, которое в первую очередь транслировала служба иновещания. В нем отмечалось: "Американская пресса опубликовала заявление Государственного департамента США о том, что Советские войсковые соединения двигаются на Тегеран и вдоль западных границ Ирана. ТАСС уполномочен заявить, что все это не соответствует действительности". В этот день Генеральный Секретарь ООН Трюгве Ли принял посла Гусейна Ала, который вручил обращение Ирана с просьбой вынести на обсуждение в Совете Безопасности вопрос об ирано-советских противоречиях.
20 марта премьер-министр Ирана Ахмед Кавам принял нового посла СССР в Тегеране Ивана Садчикова, который представал предложения, содержащие уступки по поводу вывода советских войск и нефтяных концессий. Обращение Ирана в Совет Безопасности, поставки в Южный Азербайджан тяжелой военной техники, оружия и снаряжений создали в Тегеране нервозную обстановку. Начали ходить слухи, что шах и премьер собираются покинуть столицу, не исключалась возможность захвата Тегерана русскими.
Информационное наступление шло и на турецком направлении. В советской прессе в апреле 1946-го, когда отмечалась 31-я годовщина турецкого геноцида армян, началась кампания в поддержку "справедливых требований армянского народа", подразумевавшая предстоящее признание Советским Союзом геноцида армян в Турции.
Но дело было не только в этом. Иосиф Сталин изучал сценарий развала Турции: расширение за счет "спорных территорий" Восточной Анатолии Грузии и Армении, создание государства Курдистан, что само по себе ставило под сомнение и территориальную целостность не только Ирана.
В тот же период были установлены постоянные контакты с курдскими партизанами в Турции и даже с зарубежной антибольшевистской партией армянских националистов "Дашнакцутюн", имевшей свои подпольные структуры на северо-востоке Турции.
Итог противостояния
Однако в 1947 году в ситуацию активно вмешались США. Они быстро разместили на турецкой территории, вблизи советских границ, свои военные и разведывательные базы. Еще раньше Гарри Трумэн отказался выполнять обещания, данные Сталину Рузвельтом, о размещении советских баз на ливийской и турецкой территории. В этот же период конфликт СССР с титовской Югославией - факт не случайный - ослабил позиции Сталина на южном направлении, что также не могло не отразиться на "курдском проекте". Вывод советских войск из Ирана в январе 1948 года еще более усугубил ситуацию.
Сегодня очевидно, что сталинское руководство, понимая, что у США имеется ядерное оружие, не рискнуло вести в тот момент серьезную геополитическую игру на Ближнем Востоке. Первым признаком этого явилось то, что в Москве на Пятницкой улице к началу 1950-х годов стало сокращаться радиовещание на Иран и Турцию.
У Советского Союза не было ядерного оружия, поэтому, как только Сталин оказался перед возможностью возникновения военного конфликта, он пошел на попятную. 24 марта Сталин и начальник Генштаба Советской Армии Антонов направили Командующему войсками Бакинского военного округа приказ:
"1. Приступить к выводу всех войск, учреждений и складов 4-й Армии из Ирана для занятия мест постоянной дислокации на территории Бакинского Военного Округа.
2. Вывод войск начать 24 марта и полностью его закончить не позднее 30 апреля - 10 мая сего года".
26 марта ТАСС заявил о выводе советских войск. В заявлении говорилось: "Отвод находящихся в Иране советских войск из районов Мешхеда, Шахруда, Семиана, начатый 2 марта 1946 года, уже закончен. По договоренности с иранским правительством эвакуация остальных советских войск началась 24 марта. Советское командование в Иране рассчитывает, что полная эвакуация советских войск из Ирана может быть закончена в течение пяти-шести недель, если не произойдет чего-либо непредвиденного". Излишне говорить, что иранская сторона представления не имела о договоренности, на которую ссылалось советское телеграфное агентство - это экстренное решение было принято под давлением Вашингтона.
Советские представители сознавали, что армия Иранского Азербайджана, предоставленная своим собственным силам, столкновения с войсками шаха не выдержит. Рассматривалась возможность подкрепления армии "добровольцами" из Советского Азербайджана. Но на стойкое сопротивление никто не рассчитывал, и Москва дала установку на эвакуацию "своих людей" в Советский Союз. Директива Кремля гласила: "Бой с войсками шаха не принимать. Всех верных сторонников правительства Пишевари, которым угрожает расправа, перебросить в СССР через Джульфу Иранскую".
Там в течение трех дней обеспечивалась "открытая граница", то есть переход без соблюдения пограничных формальностей . 11 декабря 1946 года на чрезвычайном заседании провинциального энджумена Иранского Азербайджана (выборного органа местного самоуправления) было принято решение не оказывать сопротивления шахским войскам. В декабре 1946 года в новое государство были введены иранские войска. 6 октября 1947 года Иран заключил соглашение с США о военной помощи в целях увеличения боеспособности иранской армии. Так Сталин проиграл первую битву "холодной войны", которая началась в Иранском Азербайджане.
Осенью 1951-го ВМФ США и Великобритании получили право использовать в случае угрозы безопасности Турции и обороноспособности НАТО турецкие порты на Черном море. Однако Анкара понимала, что Иосиф Сталин при других условиях и обстоятельствах может вернуться к своему плану (заметим в скобках, что он реально существовал вплоть до начала 60-х годов прошлого века). Поэтому Анкара требовала от США дополнительных гарантий безопасности, которые и были даны ей весной 1952 года, когда Турция вступила в НАТО. После смерти Сталина "курдский проект" был надолго законсервирован Советским Союзом. Уже в мае 1953 года Москва объявила о признании советско-турецкой границы, а впоследствии Никита Хрущев лично извинился перед послом Турции в СССР за "сталинские несправедливости".
****
Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, "Российские вести"
"Говорит Москва"
Мировой финансовый кризис, возможно, не лучшее время для размышлений об активизации 'продвижения' образа России за рубежом. Хотя бы потому, что подобная деятельности априори затратна.
Но мы попробуем. Тем более, что именно сейчас у России, в условиях, когда большинство стран постсоветского пространства проваливается под грузом экономических невзгод, есть исторический шанс вновь консолидировать вокруг Москвы общественные и политические элиты государств СНГ и Прибалтики. Но для этого необходимы внешнеполитические инструменты, и в первую очередь информационного свойства.
Средства массовой информации, с помощью которых возможно "транслировать" образ России на сопредельные территории, условно можно разделить на четыре группы: телевидение, радио, Интернет и печатные издания. Посмотрим, как обстоят дела сейчас в каждой из этой сфер.
Russia Today, российский аналог CNN делает только первые шаги на пути завоевания мирового информационного пространства. Хотя и не безуспешные. Вместе с тем следует признать, что пока еще рано говорить о формировании отечественной школы телевизионного иновещания.
С радио все гораздо любопытнее. В этой сфере у нашей страны накоплены богатые традиции. СССР фактически был первопроходцем в этой области, сначала создав "Радио Коминтерна", которое затем называлось "Московским радио", а в наши дни "Голосом России". И следует признать, что, несмотря на все сложности постперестроечного этапа, обитателям дома на Пятницкой, а именно там располагается редакция "Голоса России", удалось удержать определенные позиции в мировом радиоэфире.
В "гонку" в Интернет-сфере Россия включилась лишь в девяностых, причем находясь на крайне невыгодной стартовой позиции. Пожалуй, нашей стране удалось создать только один действительно мощный бренд в этой сфере - портал "ИноСМИ", ставший "главной страничкой" многих пользователей Сети за пределами России.
На ниве печатных СМИ ситуация мало изменилась с советских времен - для распространения за рубежом на бюджетные деньги с разной периодичностью печатаются журналы для бесплатного распространения в стиле The Soviet Life. И с таким же коэффициентом полезного действия. На коммерческий же рынок зарубежных стран нашей прессе выйти пока не удалось. Исключение, пожалуй, составляют вкладки "Российской газеты" в крупнейших зарубежных СМИ, пользующиеся читательским спросом.
Приведенный перечень показывает, что у России в целом существуют определенные позиции для выстраивания современной комплексной системы иновещания. Вместе с тем создавать ее надо бережно, стараясь не растерять накопленного десятилетиями опыта. Возможно, необходимо создание единого центра, с помощью которого бы осуществлялась координация усилий нашей страны в сфере иновещания во всех четырех областях: телевидении, радио, Интернете и печатной прессе. И тогда слова "Говорит Москва" обретут былой блеск, став девизом нового информационного пространства, консолидированного вокруг Москвы.
ИноСМИ