«По мере того, как американцы все чаще узнают новости из интернет-газет, и все реже — из печатных изданий, возникают новые вопросы, касающиеся различий между этими двумя подходами к чтению», — заявил Артур Д. Сантана (Arthur D. Santana), адъюнкт-профессор факультета коммуникаций Джека Джей. Валенти (Jack. J. Valenti School of Communication) в UH, возглавлявший опубликованное в Newspaper Research Journal исследование, озаглавленное «Читающие на бумаге запоминают больше читающих в интернете».
Это исследование, проведенное в соавторстве с Рэндаллом М. Ливингстоном (Randall M. Livingstone) и Юн Уай. Чо (Yoon Y. Cho), рассматривает различия в практике пользования печатными и электронными носителями — включая то, как читатели запоминают информацию, в какой степени они доверяют новостным публикациям, и сколько новостей читают.
«Для запоминания прочитанного печатные газеты, в общем и целом, являются более эффективными носителями, чем электронные», — сказал Сантана.
В исследовании приняли участие две группы студентов колледжей, которых попросили отказаться от чтения новостных СМИ перед началом эксперимента. Участникам не сказали, что будут проверяться их способности запоминать новости. Одна группа читала печатное издание газеты «Нью-Йорк Таймс», а другая — интерент-версию этой газеты за то же число.
После 20 минут чтения, участников попросили записать заголовки, общее содержание и основные положения как можно большего числа статей из тех, что они могли вспомнить. Согласно исследованию, читавшие на бумаге вспомнили в среднем 4,24 новостных публикаций, в то время, как те, кто читал в сети, смогли в среднем вспомнить 3,35 заметок.
Сантана предлагает ряд объяснений этих различий в запоминании. Он считает, что читатели электронных материалов, возможно, скорее рассматривают статьи, чем вникают в них, в то время, как, предположительно, читающие на бумаге подходят к материалу более основательно.
«Природа интернета, как носителя, фактически вобравшего в себя все остальные, позволяет использовать его для самых различных целей, включая коммерцию, общение, игры, и, конечно, передачу новостей. В то же время газеты, как правило, предназначены в основном для новостных материалов. Поэтому, выбирая для себя какой-то конкретный носитель, пользователи уже заранее настроены на то, что можно ожидать».
По словам Сантаны, новость в сети, в отличие печатной новости, эфемерна — она может появляться и исчезать без предупреждения, и таким образом, рассеивает внимание. Она также может создавать впечатление, будто заметки и заголовки, склонные исчезать, не достойны запоминания.
«В то же время, зная, что даже исчезающая после прочтения информация в сети, немедленно сохраняется в электронном архиве и, безусловно, легко восстанавливается, читатели менее склонны к тому, чтобы запоминать ее», — говорит Сантана.
Он отмечает, что другим объяснением может служить формат каждого носителя.
«Читающие на электронных носителях воспринимают меньше новостной информации, чем те, кто читает печатные издания, из-за отсутствия у первых характерных отличительных особенностей. Так как места размещения и способы выделения электронной информации подвержены постоянным изменениям, читатели менее склонны к тому, чтобы подсознательно фиксировать для себя наиболее важную текущую информацию». Таким образом, считает Сантана, в электронной версии теряется часть задающих повестку дня функций печатного носителя.
Задача исследования, по его словам — помочь газетам понять различие в восприятии людьми печатных и электронных материалов.
Сантана в свое время был газетным журналистом с 14-летним стажем работы репортером и автором статей в различных издательствах страны. Он получил докторскую степень в Орегонском университете в 2012 году.
***
Хьюстонский университет (UH) является общественным исследовательским университетом, отнесенным по классификации Фонда Карнеги к высшим учебным заведениям США первого ряда. В Принстонском обзоре вузов США (The Princeton Review) он признан одним из лучших университетов для прохождения академического курса на соискание степени бакалавра. В UH учится более 39500 студентов.
Статья, написанная Мелиссой Кэрролл, впервые была опубликована на веб-сайте Хьюстонского университета.
Материал предоставил Винс Коллинз (Vince Collins), Two Sides