Мобильные сервисы для заказа такси, подобные Uber, Gettaxi, Lyft и «Яндекс.Такси», продемонстрировали в этом году небывалый рост, превратившись из нишевых приложений в реальную альтернативу обычным таксопаркам. Наиболее яркий пример — Uber, оцениваемый в 40 миллиардов долларов. Это едва ли не крупнейший интернет-проект из еще не вышедших на биржу.
Однако чем крупнее становились сервисы, тем больше возникало проблем. Тот же Uber столкнулся с протестами таксистов, обвинениями в саботаже со стороны конкурентов, запретами на работу в ряде стран Европы и Азии и претензиями регуляторов к недостаточной проверке водителей.
Нешуточные страсти кипели и в Рунете. Сервис GetTaxi вызвал бурные споры, задев острую этическую и национальную проблему — сервис уличили в подмене неславянских имен водителей на русские эквиваленты.
Эти инциденты подняли вопрос, насколько рынок готов к идее shared economy. Этот термин подразумевает онлайн-платформы, позволяющие людям делиться доступом к своей собственности, ресурсам, времени и навыкам, становясь «микропредпринимателями». По некоторым оценкам, shared economy уже обеспечивает занятость 10 миллионов человек и оборот в 10 миллиардов долларов.
«Ледяной» флешмоб Ice Bucket Challenge
Возможности интернета для продвижения благотворительных инициатив практически безграничны. Убедиться в этом в 2014 году позволила вируснаякампания Ice Bucket Challenge, целью которой было повышение осведомленности о заболевании центральной нервной системы под названием боковой амиотрофический склероз (ALS).
Облиться ведром ледяной воды, записать это на видео и выложить в интернет стало настоящим трендом года. Вызов приняли все — от обычных пользователей до популярных актеров, от глав технологических компаний до политиков и поп-звезд. По данным Facebook, только в этой соцсети появилось свыше 17 миллионов роликов, также Ice Bucket Challenge попал в топ запрашиваемых тем в Google, YouTube и Wikipedia.
Но не обошлось и без ложки дегтя — некоторые компании решили использовать благотворительную акцию для поддержания своего бренда. И была одна человеческая жертва — американский пожарный Тони Грайдер погиб от удара током во время обливания.
Китайское чудо Alibaba
Выход Alibaba на биржу — главное в смысле количества нулей событие интернет-бизнеса этого года. Компания разместила акции по цене 68 долларов и привлекла рекордные для американского фондового рынка 21,8 миллиарда долларов.
Западные СМИ сразу же окрестили успех Alibaba «китайским чудом». Компания еще не успела набрать значительную аудиторию пользователей в США и Европе, однако уже обрабатывает больший объем заказов, чем Amazon и eBay вместе взятые, и вызывает беспокойство крупных американских ретейлеров.
Есть мнение, что Alibaba задала своеобразную «моду» на китайские компании среди американских инвесторов. Так ли это, увидим в следующем году — по неофициальным данным, к выходу на биржу готовится другой крупный китайский стартап Xiaomi, который уже оценивается в 45 миллиардов долларов.
Кибервойна Sony с Северной Кореей
Есть ли у северокорейцев компьютеры — большой вопрос. Однако в этом году все узнали, что в самой закрытой стране мира есть хакеры. В конце ноября атаке подверглась компания Sony Pictures Entertainment. Кибервзломщики похитили ряд фильмов, в том числе еще не вышедших в прокат, корпоративные данные студии, сценарии и переписку. Часть похищенного была опубликована в сети.
США официально обвинили в причастности к атаке Северную Корею, Барак Обама пообещал наказать виновных. Однако еще до официальных санкций к кибервойне подключились хакеры из группы Anonymous. В конце декабря Северная Корея дважды была отрезана от интернета. Хакеры заявили в Twitter, что эта акция — месть за предполагаемое участие КНДР в кибератаке на Sony Pictures.
Инцидент показал, насколько взаимосвязаны политика и интернет. Одним из объектов атаки была комедия «Интервью», рассказывающая о покушении на главу КНДР Ким Чен Ына. Несколько крупных киносетей США после этого отказались от демонстрации фильма, а Sony Pictures и вовсе отменила его релиз.
Умножая реальность: standalone-приложения
Активным мобильным пользователям уходящий год запомнился выходом на рынок множества новых приложений с узкой специализацией от крупных интернет-компаний.
Популярный сервис Foursquare вывел в отдельный сервис Swarm свои фирменные чекины, Facebook полностью перенес в Messenger обмен личными сообщениями на мобильных и выпустил сервисы Paper и Slingshot, Skype предложил обмениваться видеопосланиями в Qik и даже Instagram создал дополнительный сервис Hyperlapse.
Однозначно оценить тренд запуска множества standalone-приложений пока сложно. Однако, по мнению экспертов, сервисы для всего и всех часто оказываются приложениями ни для кого, а узкие нишевые продукты могут добиться успеха, решая конкретные задачи.
Анонимность и Secret
Анонимность в интернете — больной вопрос для онлайн-общественности. Ведущие мировые эксперты признают, что пользователи находятся под постоянным наблюдением, а интернет-компании и власти не имеют достаточной мотивации для обеспечения приватности личных данных.
На этой проблеме решили сыграть разработчики мобильного приложения Secret, которое снискало взрывную популярность во многих странах мира, включая Россию. После регистрации пользователь может отправлять анонимные сообщения и читать «секреты» других анонимных пользователей. Свое приложение Rooms для анонимного общения выпустила в этом году и Facebook.
Однако эксперты считают, что проблема приватности данных в сети со временем утратит актуальность — для нового поколения миллениалов настолько естественно делиться всеми событиями из жизни с интернет-друзьями, что им никакая приватность и не нужна.
США и Европа закручивают интернет-гайки
Попытки государства вмешаться в саморегулирование интернета вопреки распространенному мнению в 2014 году активизировались не только в России.
Так, в США обсуждается вопрос о законодательном закреплении принципа сетевой нейтральности, предполагающего равноценное обслуживание трафика всех интернет-сервисов. Вопрос более чем спорный — с одной стороны, провайдеры связи хотят разделить с интернет-сервисами расходы на развитие сетей. С другой — крупные видеохостинги и другие сервисы с «тяжелым» трафиком не хотят переплачивать за качественную передачу своих данных. Более того, интернет-компании считают, что отказ от сетевой нейтральностидискриминирует более мелкие сервисы, которые не могут позволить себе дополнительные издержки.
В Европе же регуляторы решили ввести новые нормы расчета НДС с продаж музыки, фильмов, приложений, электронных книг и прочего цифрового контента через интернет. Если раньше американские интернет-компании использовали в Европе преимущество единого расчета НДС по стране регистрации, то с 1 января 2015 года налог будет рассчитываться по законам страны, где живет потребитель, то есть увеличится в 3-5 раз.
Уходящий год в глобальном интернете был неспокойным — однако это и неудивительно, учитывая усиления влияния сети на экономику, политику и общественные нормы. А в будущем году мы с нетерпением будем ждать — удастся ли нам увидеть выход в глобальную сеть через аэростаты, которые запустит Google.