Первой своё видение российского радиорынка представила Юлия Николаева, руководитель сектора исследований радио TNS Россия: «Рынок радио насыщенный и конкурентный во всё мире, несмотря на то, что радио переживает непростое время. За последние три года темпы роста радиорынка стали выше, - уточняет спикер. - Несмотря на все перипетии и изменения в жизни вообще, доля радио на рекламном рынке стабильна. Население России выросло за последние 10 лет с учётом притока мигрантов и присоединения новых территорий, произошло много изменений и в политике, и в экономике, и в повседневной жизни, и всё это определяет и контент станций, и аудиторию. Мы видим новых рекламодателей на радио - из сферы недвижимости и страховых услуг. Объёмы аудитории стабильны. Растёт внедомашнее слушание, прежде всего, слушание в автомобилях, общественных местах. Очевидно, что радио будет развиваться в дальнейшем ещё быстрее, потому что появляются новые платформы для вещания, новые способы приёма сигнала, новые способы взаимодействия со слушателем. Будет меняться само понятие радио. Из технологического понятия оно становится содержательным. У радио есть все возможности вписаться в современную среду и удержать аудиторию. Всё это оставляет радио популярным во всех возрастных группах, во всех слоях населения. Очевидно, что аудитория останется стабильной, а вот сами характеристики прослушивания, процесс прослушивания будут существенно меняться. Интернет - это благоприятная платформа для развития радио, оно сумело найти себя в Сети и чувствует себя там абсолютно востребованным. Уже сейчас более 20% аудитории слушают традиционные каналы радио через интернет. Отчасти ситуация с наружной рекламой - она сильно упала - помогает радио, в том числе потому что рекламодатели, которые были и есть в наружке и на радио, достаточно сильно пересекаются. Нестабильность наружки помогает…».
Юлия Андрюшова, руководитель аналитического департамента ВКПМ, также проанализировала рынок радиорекламы и озвучила данные и конкретные цифры корпорации: «В кризисный год всегда происходит очень много изменений. Глобальный медиарынок закончит 2015-й год в объёме 518 миллиардов долларов, где рынок радио составит 22 миллиарда. На глобальном медиарынке Россия занимает тринадцатую позицию, причём доля радио у нас одна из самых больших. Важно отметить рынок США. Например, ещё три года назад доля радио там составляла порядка 5%, в результате активного развития интернет-радио доля традиционного радио существенно сократилась». Основные тренды, которые сейчас существуют на рынке: «Радио развивается с точки зрения динамики аналогично телевидению, сохраняется тренд укрупнения бизнеса, растёт доля рекламных агентств, - говорит Юлия Андрюшова. - Самые ёмкие с точки зрения рекламного бюджета по-прежнему – это автомобили, ритейл и медицина. Существенно увеличилась отрасль недвижимости. Количество клиентов сохраняется. За прошедшие девять месяцев рынок Москва и сеть насчитывает 1254 рекламодателей, падение по количеству рекламодателей несущественно. Это связано с тем, что в рамках кризиса сокращается бюджет у крупных рекламодателей, но растёт при этом средний и мелкий бизнес. Количество рекламодателей в целом не сократилось. Рынок радио очень активно развивается. Каждый месяц происходят какие-то события: одни станции продаются, другие покупаются, переформатируются...».
Вадим Терещук, генеральный директор группы компаний «Выбери радио», заметил, что рынок радиорекламы практически равномерно распределяется между московским и сетевым рынком и рынком региональным. Доля колеблется в зависимости от экономической ситуации. И это главное отличие радийной рекламы от телевизионной. «В 2009-м году 48% радиорекламы размещалось в регионах. По итогам девяти месяцев текущего года доля составляет 50%. В моменты, когда экономика России в целом показывает положительный рост, доля регионального размещения радиорекламы возрастает. Рынок радиорекламы, в отличие от рынка телевизионной рекламы, имеет чёткое распределение между региональным размещением и размещением на «Москву и сеть». И это распределение примерно 50 на 50. На телевидении доля составляет от 20% в зависимости от экономической ситуации. При экономическом росте доля регионального размещения всегда возрастает. Это показывает многолетняя практика. Мы сейчас находимся как раз в той ситуации. По нашим оценкам, если в следующем году и далее в экономике, как минимум, всё будет стабильно, а, как максимум, начнётся рост, то рынок региональной радиорекламы будет расти несколько быстрее, чем рынок сетевой или московский рынок. Пока в среднесрочной перспективе региональные объёмы слушания радио остаются прежними, и они составляют приличные цифры». Вадим Терещук вспоминает, что два года назад у всех игроков радиорынка было очень нервное состояние: «Люди переживали, что интернет отщипнёт у радио потребление аудио. Но сейчас цифры говорят сами за себя. Традиционное потребление рынка радио не падает, хотя оно и не растёт. Пока ничего на региональном рынке, предвещающего, что завтра цифра кардинально уменьшится, нет. Такого не происходит».
Группа компаний «Выбери радио» – глобальный мультиформатный радийный оператор: «Мы не представляем один из крупнейших радиохолдингов. Мы работаем со всеми, вещаем практически все из топ-10 форматов в шестнадцати городах, из них восемь – это миллионники, - замечает Терещук, - и пытаемся в каждом представить одинаковый уровень сервиса, максимально стремящийся к федеральному уровню. Из всего размещения пяти мультилокальных рекламодателей 30% своего объёма они тратят на размещение на наших радиостанциях».
Рамис Япаров, руководитель интернет-департамента ВКПМ, заметил положительную динамику прослушивания радиостанций через Интернет, всё большее количество людей слушает радио в Сети: «На данный момент 70% аудитории пользуется интернетом хотя бы раз в неделю, 89% - слушает радио еженедельно, 23% - дослушивают радио в интернете. Что это значит? Люди слушали радио в автомобиле, а когда приходят в офис, домой или на учёбу, они дослушивают любимую радиостанцию уже в интернете или в гаджетах. В данном случае Интернет – это как мобильный девайс, так и вэб. Есть зарубежные данные, что 53% аудитории слушают радио онлайн. Это показывает, что распространение интернета в России ещё не так развито, и показатель прослушивания радио в Интернете будет расти. Всё больше и больше публики уходит в Сеть, то есть молодая аудитория узнаёт о новинках музыки через радиостанции или телевизор. Но именно поиск происходит в Интернете. 44% аудитории ищет музыку через стримминговые сервисы в Сети».
Илья Леонов, руководитель отдела по работе с партнёрами сети Digital Boх, рассказал об онлайновой аудиорекламе в потоковых интернет-сервисах на примере своего проекта: «Наша основная цель - это формирование рынка аудиорекламы в интернете. Мы объединяем интерес рекламодателей, площадок и правообладателей. Сейчас в интернете есть большое количество контента, который находится в разных местах. Всё это не очень хорошо структурировано. Мы стараемся преобразовать его в единое пространство. Что мы для этого делаем? Мы объединяем более тридцати площадок. Это и радийные сервисы, и запустившиеся в текущем году сервисы Яндекса, и большое количество сайтов, на которых можно просто скачивать музыку. На всех этих сервисах можно не только слушать музыку, но и размещать рекламу. Мы используем систему управления рекламой, которая позволяет получать статистику со всех площадок и в единой концепции управлять всеми площадками. Огромное количество людей, которые заходят на наши площадки, в процессе прослушивания музыки слушают и рекламу. Мы учитываем то, как ролик проигрался, то есть мы знаем точное число людей, которые прослушали рекламный ролик. Рекламодатель платит за точные прослушивания. Никаких пустых прослушиваний нет. Мы знаем аудиторию всех площадок. При планировании рекламных компаний можно ориентироваться на данные нашей системы, чтобы запланировать всю рекламную кампанию, то есть все данные будут представлены изначально. Засчитанным считается ролик, который был прослушан на три четверти».
Генеральный директор компании Unisound Станислав Тушинский своим выступлением подвёл итоги РадиоФорума. Он рассказал о том, какие возможности открывает Интернет для радиорекламы на примере своего проекта: «Мы возникли весной 2014-го года с миссией создать в России доменный транспорентный рынок онлайновой радиорекламы. Формат «Радио +» - это отличный инструмент для дополнения радийной кампании. Он может быть использован как вторая волна, то есть сначала мы разогреваем аудиторию с помощью радио, с помощью большой радиокампании, а потом догоняем людей повторным сообщением в Интернете, где человек может углубиться в информацию, зайти на сайт. Это позволяет увеличить охват. И во многом это оптимизация бюджета, потому что мы говорим о контактах с целевой аудиторией. «Диджитал аудио» – максимально интернетовский продукт, его задача – выжать максимум того, что может дать Интернет. Это аудиоролик, который длится тридцать секунд, он идёт в сопровождении с баннерами, на некоторых ресурсах функционально поддерживается текстовая строка. Аудиореклама в Интернете – это медийный канал. А любой медийный канал работает на расширение первых этапов продаж. Его задача увеличить интерес, создать спрос. Интернет даёт следующие новые возможности для аудиорекламы. Это, например, возможность контактировать с целевыми людьми на тысячах площадках по всему миру. Третья часть нашей продуктовой линейки – это стандартное размещение, спецпроекты. Мы условно делимся на несколько частей. Это брендированный плей-лист, спонсорская подписка и добавление легальной музыки на специальный промо-сайт. Сейчас тот самый момент, когда стоит обратить внимание на все новые возможности, потому что продукты сформированы, рынок достаточно заметный, аудитория и охват уже стали интересными для радийного рынка…».
Елена Дюкова
Radioportal.ru