Некоторое время к проекту относились с недоверием, отмечает Виктор: «Но мы работаем, бьём в эту точку, и у многих этот скептицизм пропадает. Надеюсь, дальше всё будет только лучше. Мы всё-таки только два года серьёзно существуем на медиарынке, в сообществе, то есть до этого Интернет-радиостанция 1JAZZ была достаточно пассивной. Сейчас она активизировалась. Если раньше о радиостанции 1JAZZ знали единицы, то по мере того, как я стал работать, аудитория стала увеличиваться, популярность стала расти, то есть и аудитория нас узнала, и музыканты начали доверять проекту». Хороших результатов 1JAZZ удалось добиться благодаря свободной нише: «Надо сказать, что мы очень быстро захватили позиции по одной простой причине – нет конкурентов в джазовых медиа с точки зрения журналистики, с точки зрения радиовещания, Интернет-радиовещания. До этого на рынке джазовых медиа был только журнал Кирилла Мошкова «Джаз.ру», достаточно известный и очень старый, но у него был несколько иной контингент, иная аудитория и совершенно иная, отличная от нас концепция. На мой взгляд, мы привнесли нечто новое. Не хочу обижать наших коллег с «Джаз.ру», у них несколько иная область, а мы по сути открыли джаз для молодёжи, мы приобщили к джазу молодых людей».
И не случайно основная аудитория проекта – это люди моложе сорока лет. «В первую очередь радиостанция 1JAZZ – это молодёжный проект, слушатели которого на семьдесят процентов - это люди от восемнадцати до тридцати пяти лет, - уточняет зам. руководителя проекта. – И, в первую очередь, радиостанцию слушают в России, на втором месте идёт Украина – процентов пятнадцать, дальше – Белоруссия – четыре-пять процентов, из Казахстана слушают, из Германии есть слушатели, где-то один процент…». Несмотря на то, что проект рассчитан на русскоязычную аудиторию, есть слушатели и из Соединённых Штатов, и из Великобритании, замечает Виктор. «Сайт пока не переведён на английский язык. Это большой наш прокол. Мы не можем собраться с силами, чтобы наконец-то это сделать, но надеюсь, что в скором времени реализуем этот план. Я очень часто езжу за рубеж, но я там, в основном, общаюсь с клубами и, разумеется, с музыкантами. Говорим про культурный обмен, приглашаем их сюда, они приглашают нас. С аналогичными проектами пока не общались. Проблема рук опять же. Каждый проект требует определённой энергии, затрат, сноровки, креатива. Не сомневаюсь, что если бы я сел и потратил примерно полгода на знакомства и привлечение партнёров из-за рубежа даже с точки зрения информационной поддержки и информационного пиара (и мы бы перевели сайт на английский язык, могли бы даже группу во ВКонтакте сделать англоязычной и приглашать иностранцев туда), думаю, я смог бы это реализовать. Но если я займусь этим, то у меня просядут другие проекты. Этот момент упирается в свободные руки и в людей, которые были бы в этом заинтересованы. Поэтому, в первую очередь, мы ищем их. Я один не могу охватить всё. К тому же проект некоммерческий. Надо же ещё что-то и кушать время от времени, - смеётся Виктор. - Филантропия, меценатство, благотворительность – всё это очень хорошо, но в разумных пределах».
Радиостанцией по-прежнему занимаются два человека – Геннадий и Виктор. «Энтузиастов нет. Нет людей, которые хотели бы погрузиться с носом в проект, связать с ним жизнь в той или иной степени, - говорит зам. руководителя проекта. - Интернет-радиостанция 1JAZZ – сам по себе проект некоммерческий. Цель создания проекта – популяризация джаза. Он не был никогда коммерческим. Вся коммерция ограничивается тем, что иногда нам заказывают рекламу, а больше нет ничего. Потому содержать персонал и как-то с ним работать сложно. Если кто-то придёт, если кому-то понравятся наши идеи, наша концепция, ели они захотят стать частью команды, то, думаю, не возникнет никаких проблем. Я бы с большим удовольствием часть груза ответственности и часть работы на кого-то переложил».
Ни финансирования, ни крупных информационных партнёров у проекта не было. «Мы всегда занимались всем сами, - замечает Виктор. - Серьёзные ресурсы, на которые пытались выходить, особой поддержки нам не оказывали. Мы пытались и спонсоров находить. В рамках джазового мира мы сотрудничали с некоторыми людьми и объединениями, общностями. Например, с тем же клубом Козлова. В ответ на нашу рекламную поддержку он оказывает нам тоже неплохую поддержку. Мы сотрудничаем как партнёры. Есть потрясающий портал JazzMap & News Ольги Карповой. Она тоже всегда поддерживает нас. Есть портал «Джаз-Квадрат» Леонида Аускерна, который тоже хорошо к нам относится и всегда поддерживает нас. Есть портал MuseCube, с одним из журналистов которого у нас партнёрские отношения – с Дарьей Белецкой. Есть большое количество пабликов и во ВКонтакте, и в Фейсбуке, с которыми сотрудничаем, обмениваемся информацией. Больших спонсоров, то есть тех, кто помогал бы нам раскручивать сайт, помогал бы нам развивать сообщества в социальных сетях, не было никогда».
Сегодняшний эфир Интернет-радиостанции 1JAZZ – это преимущественно музыка нон-стоп, которая разбавляется программами. «Например, есть передача Алексея Семёновича Козлова, нашего великого советского и позже российского саксофониста, - рассказывает Виктор Радзиевский. - Он, наверное, самая тяжеловесная, самая серьёзная и самая инновационная персона во всей отечественной джазовой музыке. В передачах есть его интервью, его мысли. Также периодически выходят и другие материалы, например, мои интервью. Музыка разбавляется, конечно. Другое дело, что нас же двое, и мы не успеваем реализовать весь потенциал радиовещания. При том, что с точки зрения рекламы мы уже вышли достаточно серьёзно вперёд, у нас достаточно много слушателей, с точки зрения контента пока не получается догнать эту прогрессию. Но, с другой стороны, у нас много направлений, каждый может выбрать на свой вкус: нравится bebop – слушай, нравится латинский джаз – пожалуйста, вот латинский джаз, джаз-мануш – не вопрос, фьюжн, авангард… Если человек не разбирается в жанрах, он может нажать на основной канал, либо на V.R's Choice – мой канал, куда я выкладываю наиболее любимую музыку. Это новый формат Интернет-радиостанции. Мы надеемся, что он будет развиваться».
Для человека, не искушённого в джазовой музыке, Виктор советует: «С чего погрузиться в джаз? Я бы не стал советовать на первых порах слушать что-то старое. Я бы сначала спросил у человека, что ему нравится, то есть какую музыку он слушает. Музыка имеет очень важную эстетическую и философскую ценность, проще говоря, каждый жанр музыки сопровождает определённая философия, квинтэссенция. Для классической музыки – это философия созерцания, классическая музыка – описательная, она обращается к высоким материям. Блюз – это один блюзмен, один поезд, одна женщина… и грусть, хорошему человеку плохо. Рок-музыка - это протест, несомненно, это не «для», а «вопреки», это идея постоянного несогласия и постоянного движения вперёд. А джаз – это бытовуха. Джаз – это музыка быта в девяноста процентах случаев, это музыка для человека, которая его может сопровождать в абсолютно любой ситуации. Если человек ответит, что ему нравится рок, потяжелее музыка, я бы посоветовал послушать фьюжн, Джона Маклафлина, например, то есть битовую музыку, музыку, которая ближе его направлению. Если человек любит классическую музыку, то я предложил бы ему Гюнтера Шуллера, Пола Дезмонда. Если человек сказал бы, что любит электронную, битовую музыку, я бы ответил, что ему надо начать с группы Cinematic Orchestra, которая делает, можно сказать, электронный джаз. То есть я поиграл бы со вкусами. Если бы он сказал, что любит этнику, то посоветовал бы что-то из этнического джаза. Любит авангард? Я бы посоветовал что-нибудь из авангарда, не проблема. Нельзя дать универсальный ответ. Когда встречаешь человека, его надо почувствовать, понять, осознать, что ему может понравиться. Могу сказать по своему опыту, я людей джазом заражаю, у меня получается это. Я преподаю студентам в колледже историю музыки. Если бы меня прямо сейчас внезапно спросили, чтобы ты посоветовал на все-все-все случаи, я бы посоветовал альбом Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд. Мне кажется, это понравится всем. Это потрясающе красивая вещь. А дальше надо думать…»
Российские джазовые музыканты, замечает Виктор, нуждаются в помощи: «Когда я начал работать с музыкальными группами, заниматься организацией концертов в клубах, то потихоньку начал понимать, как живут наши сегодняшние джазовые музыканты, то есть с какими проблемами они сталкиваются. Оказалось, что проблем у них очень много, живут они по большому счёту не очень хорошо, намного хуже, чем их коллеги в Соединённых Штатах или Европе. Я много где был, ездил, поэтому могу об этом говорить. Меня очень сильно задевает тот факт, что у наших джазовых музыкантов не всё хорошо складывается. Поэтому я постарался в их деле принять активное участие: стал директором сразу нескольких коллективов, стал развивать инфраструктуру во ВКонтакте, Фейсбуке. Кроме того, что я работал на самом радио, я начал потихоньку приобщать музыкантов к деятельности проекта. Мы открыли на базе радиостанции 1JAZZ продюсерский центр. Начали продюсировать, в том числе и наших музыкантов, начали их рекламировать, объяснять, как нужно развиваться с точки зрения медиа, потому что есть очень много чудесных и талантливых, гениальных и великолепных музыкантов, но абсолютно не представляющих, как им работать с аудиторией. Это очень большая проблема джазовых музыкантов. Мы начали её решать. Но нас всего два человека, поэтому мы смогли охватить только столько, сколько смогли охватить. Проект делаем для музыкантов, в первую очередь, мы стараемся поддержать музыкантов, но мы делаем проект и для аудитории – просвещаем и считаем, что важно показывать ту музыку, которая есть в нашей стране, которую играют наши музыканты».
В какой-то момент появилась мысль о том, что нужно проект популяризировать и в реальной жизни. «У меня возникла идея фестиваля, - говорит Виктор. - Была выбрана площадка клуба Козлова. Как я попал в клуб Козлова? Кажется, я просто пришёл на какой-то концерт, подошёл к арт-директору, познакомился. Они тогда ещё ничего не слышали о радио 1JAZZ, ничего о нас не знали. Я спроектировал концепцию, прописал идею, придумал декорации, разработал все этапы развития и существования проекта. После этого мы попробовали воплотить в жизнь задуманное. В первый раз получилось неплохо – блин не вышел комом, но было всё-таки слабовато, потому что участвовали всего четыре группы, фестиваль длился один день, даже несколько часов, группы были достаточно молодые, не очень известные, не очень знакомые массовому слушателю, но очень хорошие, тем не менее. Постепенно фестиваль начал разрастаться. Уже на следующий год было четырнадцать групп, принимающих участие в фестивале, а ещё через год – восемнадцать. Мы достигли абсолютного пика, когда у нас выступили очень известные в джазовой среде музыканты. Мы стали привлекать внимание как молодых, так и поколения постарше, которое до этого относилось к нам очень скептично, можно даже сказать, что они нас немножечко притесняли с той точки зрения, что они были нами не довольны, называли нас дилетантами, в общем, им не очень нравилось то, как мы работаем и существуем, и в целом не нравилась наша концепция. Но через некоторое время я вдруг заметил, что их отношение к нам поменялось, они начали нас уважать и интересоваться тем, что происходит у нас. В некотором смысле можно сказать, что нас признали. Больше не замечать нас было уже нельзя. С тех пор проект начал существовать на постоянной основе. Мы стали проводить фестивали раз в полгода. Я занялся ещё и сторонними проектами, например, гастролями иностранных групп. В этот раз к нам приехало итальянское трио Accordi Disaccordi, которое будет месяц гастролировать по России, с которым я буду месяц гастролировать по России в качестве директора и тур-менеджера. Нам бы хотелось, чтобы итальянской группе очень понравилось в России, и они захотели бы вернуться, потому что это один из стартапов продюсерского центра радио 1JAZZ, который мы организовали. Это один из самых первых проектов. В зависимости от того, как он пройдёт, мы будем думать, как двигаться дальше. Может быть, поймём, как лучше продюсировать российские группы».
Фестиваль с самого своего рождения проходит в клубе Алексея Козлова. Виктор замечает, что о выборе места ни разу не пожалели. «Я познакомился, наверное, со всеми джазовыми местами, которые можно найти в Москве, - говорит он. - Клуб Козлова и команда Козлова оказались для нас единомышленниками, они оказались нам ближе, чем кто-либо другой, они оказались прогрессивными с точки зрения идеи реализации музыки. Есть очень много джазовой экспериментальной музыки, которую на данный момент не ставят во многих джазовых местах. Эту музыку нельзя услышать у Игоря Бутмана, нельзя услышать в клубе «Эссе», в каких-то других местах. А клуб Козлова с момента своего возникновения ставил ту музыку, которую можно не услышать. Иногда были пустые залы, даже, надо сказать, достаточно часто. Но они как взяли концепцию, что, в первую очередь, они развивают музыку, а не подстраиваются под слушателя и не подстраиваются под паб, под кухню, под кабак, а именно ведут себя как джазовый клуб. Хотя клуб Козлова имеет широкий профиль, то есть там можно встретить и классических музыкантов время от времени, и рок-музыкантов – там приветствуют всё интересное, всё новое, всё оригинальное. Я там даже видел концерт, кажется, он назывался «Рок-музыка на баяне», что-то в этом роде. И этника там есть. Недавно приезжал «Намгар», бурятский музыкальный ансамбль, который исполняет этническую музыку с элементами фьюжна, то есть музыку, которую мало, где можно услышать. Клуб Козлова – наш единомышленник. Я, при всей своей любви к традиционному джазу, bebop, hard bop, латинскому джазу, всегда старался работать с музыкой, концептуально интересной, концептуально новой. Позиции клуба укладывались в русло моей концепции, в идеи развития ресурса, самого себя и музыкантов, с которыми я работаю. Это концепция русской импровизационной музыки, то есть нью джаза как джаза. Джаз всё-таки подразумевает под собой ряд стереотипов: что это музыка американская - она может быть исполнена кем угодно, но, в первую очередь, она американская, джазовые стандарты, джазовая философия - американские. Есть большое количество музыкантов, которые творят в сфере того, что мы называем русской импровизационной музыкой, создают джаз, но при этом джаз, отталкивающийся от русской самобытности, русской уникальности, от русскости, а не от американщины, - улыбается Виктор. - Это удивительно, на самом деле, и именно таким ансамблям мы отдаём приоритет в работе. Это, например, ансамбль «Живые люди» или группа «М-Артель», директором которых я уже два года являюсь».
Уникальность последнего фестиваля во всём и ни в чём одновременно, рассказывает его организатор: «С одной стороны, мы продолжили ту концепцию, тот вектор, который взяли давным-давно, будем продолжать ту же линию. С другой стороны, в этот раз совершенно новые музыканты, малая часть из которых раньше была у нас на сцене. По-моему, только две или три группы на последнем фестивале, которые когда-то на одном из фестивалей играли, то есть в этот раз новые музыканты, а следовательно, и новая музыка. Фестиваль впервые получил статус международного: к нам присоединился итальянский джазовый состав Accordi Disaccordi. Надеемся, что в будущем сможем увеличить количество иностранных составов в рамках фестиваля. Я думаю, что это коренное изменение, это прыжок вперёд, потому что раньше мы не могли позволить себе привозить иностранный состав, а сейчас это стало возможным. Всё было очень даже неплохо и в прошлый раз, и в позапрошлый раз. Менять что-то на сто восемьдесят градусов вряд ли стоит. Я думаю, что следует именно продолжать ту линию, которая была нами первоначально взята. Вряд ли нужно делать что-то принципиально новое. В этот раз нас поддержал портал министерства культуры Москвы. Мне кажется, это знаковый момент, значит, о нас узнали, нас услышали. Это уже интересно».
Фестиваль хорош в первую очередь из-за атмосферы, считает Виктор Радзиевский: «Атмосферы с той точки зрения, что если классическую музыку нужно слушать в консерватории, то джазовую музыку нужно слушать в клубе, так же, как рок – на стадионе. Это определённая специфическая атмосфера, с одной стороны, для музицирования, для музыкантов, а с другой стороны, для восприятия музыки, то есть для публики. В эти моменты реальность, которая существует за пределами клуба Козлова, перестаёт существовать. Люди оказываются в клубе, делятся впечатлениями, могут общаться с музыкантами, свободно перемещаться, пить вино, чем-то вкусным закусывать и при этом воспринимать музыку, то есть они в некотором смысле доверяются нам, тому, что мы можем предложить, и одновременно воспринимают это пространство, ощущают его по-своему. Мне кажется это очень важным. При всём при этом, надо добавить, что и обстановка очень домашняя. Джазовые концерты и джазовые фестивали отличаются домашностью, очень интимной обстановкой, интимным настроением, интимной атмосферой».
Другой важный момент – это состав участников. «Все музыканты – блестящие профессионалы, настоящие художники, у которых неповторимое восприятие, определённый стиль, определённое мышление, красота, искусство, - рассказывает Виктор. - Мы ставим всё это намного выше коммерции. Наш фестиваль - практически благотворительное дело. Мы выступаем посредниками, то есть приглашаем музыкантов, о которых люди, может быть, никогда не слышали, и приглашаем публику, которая, возможно, ничего не знает о джазовом фестивале. Несмотря на то, что костяк, джазфан – люди неравнодушные, попадаются люди на фестивале практически с улицы – у них выстрелило в голову пойти на джазовый фестиваль, и они приходят, погружаются в эту среду и заболевают джазом. Думаю, очень важный момент, что на фестивале практически отсутствует коммерция. Мы не для этого проводим его. Если бы мы делали фестиваль для заработка, то был бы немножко иной подход, по-иному бы строилась реклама, совершенно иная была бы стоимость билетов. Необходимо отметить чистоту жанра исполняемой на фестивале музыки. Мы не приглашаем русских рокеров, не приглашаем отечественных поп-звёзд, то есть не занимаемся тем, чем занимаются на других фестивалях, в том числе на небезызвестном «Усадьба джаз», к которому я, конечно же, очень хорошо отношусь, но его я абсолютно не понимаю с той точки зрения, что там могут выступать Андрей Макаревич или Леонид Агутин. Для меня джазовый фестиваль – это, в первую очередь, джаз. На нём могут выступить рок-музыканты, но они должны исполнять родственную и близкую джазу музыку, на нём могут выступить классические музыканты, но их музыка должна быть близкой к джазу. Мы стараемся блюсти чистоту жанра и приглашаем уникальных музыкантов – уникальных с музыкальной точки зрения, уникальных как людей. Для нас этот момент тоже очень важный…».
В будущем планируется расширение фестиваля. «Мне бы хотелось, чтобы в следующий раз он охватил большее количество мест, хотелось бы привлечь и другие места, другие клубы, - отмечает Виктор Радзиевский. - Хочется привлекать больше иностранных артистов, чтобы этот фестиваль охватывал и джаз-клуб Бутмана, и джаз-клуб «Эссе», чтобы было больше интересных музыкантов. У нас нет больших по-настоящему джазовых фестивалей. Есть «Триумф джаза» Игоря Бутмана, есть «Усадьба джаз», но для столичного города это не так уж много».
Заместитель руководителя проекта видит и другие направления развития: «Мы заинтересованы в том, чтобы найти и финансовых, и информационных спонсоров. Мы заинтересованы в том, чтобы проект стал любопытен с точки зрения бизнеса. Благотворительность, конечно, - это хорошо, мы не отказываемся от своих убеждений, идей – делать проект массовым и заниматься популяризацией джаза, но я думаю, что появится намного больше возможностей, если придут деньги. Мне кажется, мы тогда вырастем в разы. Если говорить про благотворительность, то мы достигли уже потолка с той точки зрения, что наше развитие замедляется, оно не ускоряется. Любой стартап без вложений достигает определённого потолка, а затем он начинает двигаться как улитка. Мы уже рядом с этой точкой, где можем превратиться в улитку. Нам нужен толчок, нам нужно выходить на более серьёзный уровень. Может быть, надо усилить свои позиции в Интернете, может быть, надо и выходить за границы виртуального мира. Но главное – это не потерять себя после того, как мы привлечём спонсоров. Когда человек вкладывает и несёт деньги, он требует определённой отдачи, никто не даёт деньги просто так. Очень важно, чтобы потенциальные спонсоры разделяли наши идеи и концепции. Превращаться в рекламную площадку, где будут бесконечно рекламироваться джазовые мероприятия, где не будет никакого контента и не будет никакого движения, мы, конечно же, не будем. Такому спонсору мы просто дадим от ворот поворот…».
Елена Дюкова
Фотографии - Андрей Ткаченко
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru