«Я училась в Институте телевидения и радиовещания. Один учебный год был полностью посвящён созданию собственной радиостанции. Наш преподаватель, который работает ещё во МТУСИ, предложил посмотреть на процесс работы студенческой радиостанции в этом вузе. Мы поехали, посмотрели и задержались там, – вспоминает Анастасия Шерстук. – Первое время мы с коллегой приезжали раз в неделю, вещали по три часа. Вещание шло на коротких и средних волнах, нас мало кто мог услышать, потому что в России совсем у немногих есть приёмники, которые принимают эти волны. И тут мы поняли, что есть современное средство коммуникации – интернет, которое всем доступно, и необходимо его использовать. Сделали некоторую паузу, всё подготовили и первого апреля прошлого года запустили собственную интернет-радиостанцию Feedback».
По словам Анастасии Шерстук, всегда самое трудное в работе – поиск единомышленников. «Несмотря на то, что наш проект изначально был некоммерческим, – рассказывает она, – он требовал достаточно много вложений – эмоциональных и временных, поэтому люди должны были поверить в него, чтобы прийти и работать. Собрать команду было сложно, но мы справились с этим. Как только нашлись заинтересованные люди, проект двинулся вперёд, мы работаем в одном ритме, в одном темпе. Сейчас уже команда достаточно большая, появились партнёры мероприятий, которые мы организовываем. Сегодня главная наша цель – это вывести проект на коммерческую стезю, потому что вырос уровень, и сама радиостанция требует очень много времени, уже не получается, как раньше, приезжать на несколько часов раз в неделю. Сейчас делаем всё для того, чтобы радиостанция стала коммерческой».
Анастасия Шерстук
Всего в команде интернет-радиостанции Feedback чуть больше тридцати человек: «Но большинство из них на данный момент в так называемом отпуске, потому что, кроме радиостанции, у ребят есть основная работа и семья, но они возвращаются к нам, приходят на какие-нибудь наши мероприятия, ведут репортажи, то есть занимаются разовыми акциями, а не постоянно вещают, – замечает Анастасия. - Постоянно участвуют в проекте пятнадцать-двадцать человек. Все ведущие и звукорежиссёры в нашей команде окончили профессиональные курсы и институт. Мне очень нравится, что большинство людей, с которыми мы начали когда-то работать, до сих пор с нами, мы общаемся, и даже если по каким-то жизненным обстоятельствам люди куда-то уезжают, они постоянно поддерживают с нами связь и говорят, что как только появится время, они вернутся в эфир. Коллектив сформировался».
Костяк команды – это четыре человека. «Инженер, который занимается техническими вопросами, сайтом, сервером, – Толя Узеев. Я и моя коллега Мария Новикова закончили вместе институт, мы продюсеры. Занимаемся развитием проекта, формированием концепции, общением с партнёрами. Плюс Маша достаточно часто ведёт эфиры, потому что у неё это очень хорошо получается, а я иногда беру интервью. Еще Маргарита Нечаева – профессиональный журналист, закончила РГГУ, работала на разных радиостанциях. Она сценарист. Маргарита отвечает за редакторскую часть и ведёт паблик в социальной сети».
За последнее время эфир радиостанции немного изменился: «Сначала мы пошли по традиционному пути. У нас было обычное программирование: утренний эфир, линейный эфир днём, и два вечерних шоу в шесть-семь часов и около девяти-десяти. Сейчас сетка вещания изменилась. Если мы хотим осветить какое-то мероприятие или поговорить с каким-то человеком, то проводим соответствующие эфиры. В эфире появилось много интервью. Основная передача сегодня – это «ROCKSTALKS», выходит по понедельникам в шесть часов вечера, ведёт Олег Ларионов, который тоже окончил Московскую школу радио. К нему приходят молодые независимые музыканты, рассказывают о себе, делают онлайн-презентации новых альбомов или треков, иногда играют акустические версии своих произведений. Передача «Люди о людях» выходит по средам в четыре дня. Это часовой эфир, профессиональные журналист и актёр рассказывают истории жизни разных известных людей. Есть проект «Поддержи стартап». Конкретного времени выхода нет, появляется в эфире, когда к нам наведываются молодые предприниматели, которые открывают своё дело в разных сферах: языковые курсы, театральные постановки… даже еда в тюбиках. Главное в этой программе – это молодые люди, которые запустили собственный проект, в эфире они рассказывают о том, с какими трудностями сталкивались, и как избежать сложных ситуаций. Мы часто делаем видеоролики, потому что в нашей медиакоманде очень много профессионалов в этой сфере. И, конечно, делаем аудиорепортажи», - рассказывает Анастасия Шерстук.
Вещание интернет-радиостанции Feedback круглосуточное, музыка играет постоянно, есть короткие записные передачи. «Это, например, «Минута меломана» – рубрика, в которой ведущий рассказывает о событиях, произошедших в определённый день, – уточняет Анастасия. – Порталы, с которыми мы сотрудничаем, предоставляют информацию, и мы делаем афишу на эту тему. Музыкальный контент - это рок, как old school, так и современные группы. Появляются и русскоязычные треки, но их достаточно мало».
Недавно на базе радиостанции команда открыла Творческую лабораторию Feedback для подготовки радиоведущих: «Часто к нам приходят ребята после радиокурсов, и им не хватает практики, потому что на занятиях им начитывают теорию, но они ни разу не ездили в студию, не записывались, – рассказывает Анастасия. – Из-за этого мы недавно основали свою лабораторию радиовещания – школу радио. Люди приходят к нам, вначале мы, конечно, тоже знакомим их с теорией, но потом они ещё очень много работают в студии, где записывают свои программы, рубрики. Сейчас запускаем линейку краткосрочных курсов. Также появились партнёры. Это тайм-кофейня Jeffrey's Coffee, к примеру. Там проходят разные лекции. С ними сейчас сотрудничаем, 18 февраля начался наш курс краткосрочных лекций в этом заведении: за три-четыре часа рассказываем основные моменты по звукорежиссуре, по разработке проектов, о продюсерском мастерстве... Школу мы ведём в основном втроём - Маша, я и Рита. Плюс приглашаются преподаватели по технике речи или по звуку.
У нас есть отдельная лекция, на которой мы рисуем портрет радиоведущего. Это довольно интересная штука, потому что каждый видит его по-своему. Мы записываем около тридцати характеристик, которыми должен обладать радиоведущий, потом выбираем три самые важные. Опытным путём поняли, что, во-первых, человек у микрофона должен быть эрудированным. Во-вторых, он должен быть в тренде. Что это значит? Радио отличается от всех остальных средств массовой информации оперативностью. Радио всегда сообщало новости быстрее всех: ты вышел в эфир и можешь сразу рассказать новость. На телевидении промежуток от выхода в эфир до выпуска длиннее, чем на радио. На радио человек не может сообщать вещи, которые прошли, которые уже не актуальны. Поэтому радиоведущий должен чувствовать события и понимать, что происходит. А в-третьих, у человека должно быть то, чем он хочет поделиться с аудиторией. В ближайшее время начнём проводить беседы с потенциальными ведущими. Человек может очень хорошо разбираться в эфире, владеть программами, но ему нечего сказать. Мы сейчас ищем людей, которым есть что сказать. Может быть, это непрофессиональные ведущие, может быть, их деятельность пока не связана с радио, но они обладают информацией, знаниями, которые могут донести до аудитории».
Кроме тайм-кофейни Jeffrey's Coffee, у команды интернет-радиостанции Feedback есть некоторое количество партнёров, которые связаны с музыкальной индустрией. «Они постоянно устраивают различные мероприятия. Раньше мы транслировали их. Например, у Кушнир Продакшн есть фестиваль молодой независимой музыки «ИНДЮШАТА», – рассказывает Анастасия. – Финал осенью длился два дня в клубе «16 тонн». Мы полностью эти два дня транслировали. На месте находились наши корреспондент и инженер, обеспечивающий трансляцию, а в студии сидели ведущие, которые во время перерывов, или когда группы менялись, рассказывали о музыкантах и как-то развлекали аудиторию. Есть все средства связи для интерактива – телефон, скайп, нам можно звонить в студию, например, во время концертов нам звонили слушатели и делились своими эмоциями. Мы часто проводим конкурсы, а на таких мероприятиях как раз вручаем призы».
Аудиторию можно формировать самим, считает Анастасия, либо подстраиваться под уже сформировавшуюся аудиторию: «Мы сначала придумали себе её, но потом поняли, что этим людям просто некогда слушать радио, потому что они активные, у них очень много дел, а чтобы просто сидеть и слушать радиостанции, не хватает времени. Поэтому мы решили, что хорошо делать подкасты, чтобы можно было послушать эфир в любой удобный момент. Большинство сегодняшних наших слушателей – это люди от восемнадцати до двадцати шести лет, в основном, конечно, из Москвы. Активные люди, на которых мы рассчитывали, есть. Естественно, есть студенты, потому что мы находились и ещё находимся в институте».
У FM-радио и интернет-станций разные цели и возможности и, следовательно, аудитория, считает Анастасия Шерстук. По ее мнению, эфирное и онлайновое радио продолжат параллельно своё существование и развитие: «Статистические данные ТNS говорят о том, что радио слушают, и примерно в одинаковом процентом соотношении в машине и дома. Но в машинах слушают в основном FM-радиостанции. Чтобы слушать онлайновое радио в транспорте, надо cовершить ряд действий, нужна мотивация, чтобы выбрать именно интеpнет-станцию. В этом плане FM-радио выигрывает. Но все FM-станции преследуют коммерческие цели. Поэтому новые лица и вообще что-то новое появляется там достаточно редко. А интернет-радиостанции абсолютно свободны. Люди, которые ими занимаются, сами решают, какой контент готовить для эфира. У онлайновых станций развязаны руки и имеется больше возможностей для различных экспериментов и поисков. Думаю, что вообще будущее даже не за интернет-радио, а за подкастами. После того, как у некоторых интернет-радиостанций появилась относительно большая аудитория, они начали пытаться переходить в FM-диапазон в регионах. Но необходимо понимать, что в регионах другая аудитория, для которой нужно формировать контент. Надо учитывать определённые нюансы. В Москве попасть на FM-волну невозможно, во-первых, потому что они заняты холдингами, а во-вторых, цена вопроса нереальная для молодых людей. Для нас переход в FM-диапазон никогда не был целью. Это сформировавшаяся история, в которую не хочется лезть. У нас есть своя территория, которую мы осваиваем. Многие говорят, что за интернетом будущее, что FM перестанут слушать, но я не могу с этим согласиться. FM всегда будут слушать, потому что машина и FM - это неразделимые понятия».
К интересным FM-радиостанциям, по мнению команды Feedback, можно отнести радиостанцию «Максимум» до переформатирования и «Серебряный дождь»: «Пока мы не начали заниматься нашей радиостанцией, мы не были любителями радио. В нашей компании сначала, в основном, киношники собирались. Потом поняли, что радио - это классная штука, изучили большое количество радиопрограмм. Но таких программ и радиостанций, на которые мы бы ориентировались при создании своей радиостанции, нет. Возможно, радио «Максимум» было опорной точкой по музыкальному контенту, но старое радио «Максимум», которое было лет пять назад. Мы считаем очень хорошей радиостанцией «Серебряный дождь». Когда к нам в лабораторию приходят заниматься ребята, мы всегда советуем слушать эту радиостанцию, потому что в эфире есть интеллектуальные передачи, которые направлены не только на развлечение, а ещё несут в себе образовательный подтекст».
В ближайших планах у команды Feedback переезд в новую студию и обновление эфира: «Основная наша победа за почти год существования интернет-радиостанции заключается в том, что мы строим свою студию. Это важно, потому что в институте она очень маленькая, туда не очень удобно приглашать гостей, особенно группы с инструментами – не хватает места. Теперь появилось новое помещение. Мы создаём там свою особую атмосферу, мне кажется, это очень классно. Первого апреля нам будет год. Когда станцию создавали, боялись, что закроемся через месяц, потому что трудно постоянно заполнять эфир, поддерживать вещание. Но мы продержались год и не собираемся заканчивать работу, все ребята стремятся вперёд. Я чувствую, как происходит личностное развитие. Мы начали разбираться в радиовещании, освоили техническую часть полностью. Классно, когда к нам в лабораторию приходят заниматься люди и оставляют положительные отзывы, говорят, что мы дали им новые и полезные – что важно – знания. Лаборатория постоянно подпитывает нас энергией, мы понимаем, что не зря стараемся, и планы реализуются.
Сейчас мы меняем нашу концепцию, потому что год назад, когда мы только запустились, мы собирались делать информационное радио, а теперь мы поняли, что это не работает и больше не интересно. Сегодня занимаемся перезапуском, формированием эфирной сетки. И как только переедем и начнём вещать из новой студии, изменим свой формат. После перезапуска появятся новые шоу, новые программы, немного расширится музыкальный контент. Сейчас музыкальная составляющая нашего эфира состоит из очень узких жанров, а мы будем работать на более широкую аудиторию. На «Серебряном дожде» можно услышать всё что угодно, но при этом вся музыка качественная и достойная. Наша новая студия находится рядом со станцией метро Лужники, а это не так далеко от парка Горького. Летом мы планируем проводить большое количество акций, концертов, open-air на улице. Пока это всё находится в разработке».
«Радио – это удивительная вещь, – признается Анастасия. – Когда люди начинают им заниматься или просто как-то соприкасаться с ним, очень тяжело от него потом отказаться. Голосом можно показать настроение. Так, как на радио, фантазия не работает больше нигде. Когда у ребёнка спрашивают, что он больше любит – телевидение или радио, он отвечает, что радио. А на вопрос «Почему?», говорит: потому что там картинки интереснее. То есть дети сами придумывают, додумывают. И взрослых людей это увлекает. Вообще эфир, особенно живой эфир, – очень весёлое занятие. Нам очень хочется, чтобы планы претворились в жизнь, чтобы задуманное реализовалось, потому что наша интернет-радиостанция действительно достойная. И проект для нас – это наше всё, как бы громко это не звучало…».
Елена Дюкова
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru